Я не планировал писать что-то отдельное на тему перспектив электромобилей в России. Казалось бы, большие залежи нефти и огромные просторы, позволяющие строить города вширь, а не ввысь, предполагают, что маниакальное желание пересадить всех и вся на «электровеники» нас не должно коснуться. Однако адептов электробусов, электромобилей и электротраков оказалось много и у нас. Причем в лучших традициях Гретты…
Разговаривать с ними достаточно сложно, ибо основным и единственным их аргументом в большинстве случаев является рассказ, как они «задыхаются от смога», а потому электротранспорт – единственный шанс спасти планету. Что же, раз так, то вот вам мнение об электромобилях не от незнакомого человека, а от Сергея Когогина – руководителя крупнейшего автозавода, от политики которого сильно зависит, быть ли электромобилям в России и как скоро…
Самым известным подтверждением того, что «электро» рулит и в России, приводится успешная эксплуатация электробусов КАМАЗ и ЛиАЗ в Москве. На зиму реагируют нормально, на маршруты выходят исправно, ждем воплощения заявлений, что все автобусы и троллейбусы столицы будут заменены на электробусы. Успех?!
Не совсем. Если отбросить в сторону пропаганду, то с электробусами не все так гладко. Когогин признает, что временами возникают заторы у зарядных станций, а некоторые зарядки просто неэффективны. Т.е. организовать функционирующую инфраструктуру для электробусов с наскока не получилось. По планам предполагалось, что производитель должен был поставить зарядные станции, а «Мосгортранс» их подключить – троллейбусные тяговые подстанции остались же. По факту – не прокатило. Пришлось дуэт «производитель и перевозчик» превратить в трио, добавив в него «Россети». Именно на них теперь возлагается задача заставить всю цепочку нормально функционировать, а заодно и подключить еще 50 зарядных станций.
«Когда мы взялись за разработку электробуса, в этом не было никакого экономического смысла: мы просто видели тренды и решили вложить деньги в апробацию нового направления». Собственно говоря, если бы не Москва со своим сугубо имиджевым «креативом», никаких электробусов в России до сих пор и не было бы. Если кто не в курсе, то Питер (и еще несколько городов) тоже опробовал эту тему, но, посчитав реальную экономическую выгоду, остался на троллейбусах и автобусах.
К слову, Москва вопреки своим же заверениям продолжает активно закупать новые автобусы ЛиАЗ, причем в количествах, вполне сопоставимых с электробусами.
Теперь электромобили – даром что ли КАМАЗ презентовал свой проект «Кама-1»? Вот сейчас электромалолитражка пойдет в серию, и заживем! Ведь так?..
По факту – не совсем. Вернее, совсем не так. Слово Сергею Когогину: «Я к этой теме отношусь с улыбкой. Мы не ставили перед собой цели зайти в сегмент легкового транспорта. Мы лишь хотели убедиться, что питерский политех способен разработать машину за полгода, а мы сможем за полгода изготовить ее в прототипной мастерской». Т.е. массово выпускать электромобили КАМАЗ в ближайшее время не планирует. Максимум, чего следует ждать, это 2…3 тысячи машинок в год конкретно для каршеринга – «Кама-1» изначально проектировалась, как маленький арендный автомобиль. Внутри все упрощено, максимум ровных поверхностей и нет скрытых полостей – все, чтобы облегчить уборку.
Причем, первоначально поставки будут только для Москвы и Санкт-Петербурга, где вообще есть смысл развивать инфраструктуру. Ибо вряд ли кто-то в других городах захочет вывалить 1,2-1,4 миллиона рублей, по сути, за «Оку» с электродвигателем. Может, лет через 5-7, а пока…
Тогда зачем же КАМАЗ вообще занимается темой электромобилей?
А дело в том, что электродвигатель позволяет создавать новые модели намного оперативнее, чем ДВС. В идеале – каждый год новый автомобиль. Так что «Кама-1» - это отработка платформы для создания городского «электроLCV». Когогин утверждает: «Вся архитектура электроники останется неизменной, в области силовой электрики добавятся только блоки для увеличения мощности – все это достаточно просто. Следующим этапом мы приступим к разработке легкого коммерческого автомобиля».
В лучшем случае, «Кама-1» пойдет в серию в 2023-2024 году. И, похоже, здесь дело даже не в производственных возможностях КАМАЗа, а в тактике Когогина. Логично подождать пару лет, пока европейские компании, объявившие об одновременном прекращении выпуска ДВС с 2040-го года, начнут выпускать по миллиону электромобилей в год. Ведь одновременно с производством будет развиваться и инфраструктура, а попутно станут совершенствоваться химические процессы в батареях, увеличится их емкость и снизится себестоимость.
Кроме того, Когогин прекрасно осознает, что электромобиль еще долгие годы не станет для наших просторов чем-то реальным: «Пускай мы зайдем с батареями в города, но к дальним-то расстояниям они не приспособлены». Это в Европе, где съездить за границу, все равно, что для нас махнуть в соседнюю область, электромобили могут на что-то претендовать. Для нас же, скорее актуальнее тема использования водорода – тоже экологично, но имеет гораздо больший потенциал. И в план КАМАЗа уже заложено создание водородного 18-тонного автомобиля и водородного автобуса. Насколько быстро это получится – другой вопрос.
В идеале, хорошо бы скомбинировать все типы двигателей и использовать каждый там, где это действительно выгодно по совокупности параметров. Но, пока мы площадь России меряем европейскими странами, можно говорить однозначно - ДВС от нас никуда не уйдет.
И, как итог всего вышесказанного, слова Сергея Когогина: «По образованию я инженер-радиофизик, и понимаю, что ничего эффективнее жидких видов топлива не существует. Наибольшая удельная емкость энергии содержится в условной единице дизельного топлива, и батарея не может с ним конкурировать, но под девизом экологической безопасности проводится новая экономическая политика… …Да, достичь нулевого выхлопа CO2 в процессе сгорания нельзя по определению. Однако стандарт Евро-6 дает выхлоп, которым фактически можно дышать. С дизтопливом, конечно, сложнее – в нем много твердых частиц. Так вот, я считаю, что электротранспорт – это все-таки политическое решение вопроса, в котором экология вторична, но рассуждать на тему «быть или не быть» сегодня уже бессмысленно».
А вы говорите, «электромобили – единственный шанс на спасение планеты». Ага, конечно…