Найти в Дзене
записки зубного детектива

Как кетчуп из гнилой рыбы превратился в неньютоновскую жидкость

Прошлая статья о кукурузных хлопьях так понравилась читателям, что я решил немного продолжить тему и развеять еще пару укоренившихся стереотипов. Люблю я ниспровергать, хлебом не корми!

Сегодня речь пойдет о кетчупе. Казалось бы, что может быть удивительного в простом томатном соусе? Все прекрасно знают, что это такое, знают, где и как его производят, какой самый вкусный, и ничего нового я вам рассказать не смогу. Однако не спешите!

Представьте, что вы попали на званый ужин в Китае где-то в XVII веке и сходу стали выпендриваться. «Блюда у вас все какие-то незнакомые и непривычные. А принесите-ка мне картошку-фри с кетчупом!» К огромному удивлению, картошку с кетчупом принесли бы моментально, но от вида этого кетчупа ваше удивление выросло бы еще на пару сантиметров.

Представьте, что вы заказали себе в номер Анджелину Джоли, а вместо нее привели маленького китайского карлика. И вот стоите вы посреди номера, крутите карлика туда-сюда, не знаете, что с ним делать и зачем он вам нужен вообще.

Дело в том, что кетчуп действительно был произведен где-то в Китае, Сингапуре или Малайзии. Точно сказать никто не может, т.к. слово это встречается во всех этих языках, причем звучит очень похоже.

А вот состав этого кетчупа поразил бы вас до глубины души. Один из самых ранних рецептов, который дошел до наших дней, относится к 544 году. Цитирую целиком, мало ли, кто захочет повторить.

«Возьмите кишки, желудки и мочевые пузыри жёлтой рыбы, акулы и кефали. Тщательно промойте. Смешайте с умеренным количеством соли и положите в банку. Плотно закройте и поставьте на солнце. Соус будет готов через двадцать дней летом, через пятьдесят дней весной или осенью и через сто дней зимой».

Приятного вам аппетита!

Так на солнце готовится рыбный соус из анчоусов.
Так на солнце готовится рыбный соус из анчоусов.

Что бы вы почувствовали в этот момент? Взрыв оттенков на вкусовых сосочках языка или взрыв мозга? А вот англичанам кетчуп понравился, и как все, что им нравилось, они утащили его на свой остров и объявили своей собственностью, даже не поменяв название (на языке минь провинции Фуцзянь гэ-цуп как раз и означает «соус из маринованой рыбы»).

Представьте себе смесь из анчоусов, грецких орехов, фасоли и грибов. И все это в рассоле из засоленной рыбы или моллюсков, с добавлением специй, чеснока, вина или пива. Таков был первый английский рецепт, позже модернизированный оливками. И лет 200 в таком виде этот соус ходил по всей Европе.

В начале XIX века кетчуп добрался и до Америки, где в ходу были предрассудки о том, что помидор (семейство пасленовых) — ядовитое растение. Некий полковник Роберт Гиббон Джонсон из Салема в штате Нью-Джерси в 1820 году прямо на ступеньках местного городского суда, сладострастно причмокивая, смолотил целую корзинку помидоров, чтобы показать людям, что это не только безвредно, но и вкусно.

Только в 1830-х годах американцы стали осторожно покусывать помидоры, после чего сразу же на запах денег слетелись разные аферисты. В 1834 году врач Джон Кук Беннетт из Огайо объявил помидоры панацеей от всех бед, включая расстройство психики, понос и разлитие желчи.

А лечить он предлагал все это кетчупом в виде таблеток. Чем бредовее идея, тем больше на нее клюют — эти таблетки стали продаваться по всей стране.

Другой шарлатан объявил рецепт кетчупа из помидоров (а не из гнилой рыбы) особым тонизирующим напитком и стал продавать его в бутылках. Но беда была в том, что урожай томатов был всего два месяца и только с августа по октябрь томатный кетчуп мог быть свежим.

В остальное время это было отвратительное месиво разных цветов (от желтого до коричневого), в которое для сохранности добавляли такие консерванты, которые сами по себе могли убить кого угодно. Плюс кетчуп часто готовили и хранили в медной посуде, которая вступала во взаимодействие с ингредиентами и добавляла в рецепт всякую токсичную хрень.

В только что открытой банке можно было найти что угодно: плесень, споры, дрожжи, бактерии и даже собственную смерть. Именно такое заключение сделали ученые, которые в 1876 году провели специальное исследование. Более чем в 90% открытых банок они обнаружили вреднейшие ингредиенты, приводящие к самым тяжелым последствиям, включая летальные.

И вот тут на сцене появляется Генри Хайнц со своим хреном (поймите меня правильно). Он первым додумался в качестве рекламы производить хрен не в традиционной упаковке, а в прозрачной, чтобы покупатель мог видеть, что покупает. Ведь в те времена не было никакого контроля за продуктами и каждый мог притащить домой разную испорченную гадость.

Идея с прозрачной упаковкой пришлась людям по вкусу, и Хайнц (со своим хреном) стал сильно преуспевать. Тогда он решил повторить этот фокус и с кетчупом. Но тут он пошел дальше и сделал не только прозрачную упаковку, но и прозрачный завод. Люди валили на этот завод толпами. За год его посещало около 30 000 экскурсантов.

Их поражала стерильная чистота помещений, чистая бесплатная униформа для работников, бесплатные прачечные и даже мастера по маникюру, ибо руки у людей, копающихся в ваших помидорках (опять прошу понять меня правильно), должны выглядеть чисто и красиво. Ну, и главное — на фабрике был (та-да-дам!!!) бесплатный стоматологический кабинет!

Конечно же, слухи о том, в каких условиях производится кетчуп Хайнца, распространились по всей стране. А Хайнц был тот еще затейник. Он решил еще и поиграть с физикой процесса. Долгие эксперименты по сгущению кетчупа привели к тому, что он стал «неньютоновской жидкостью». Пока к нему не приложишь давление, он течет со скоростью 45 метров в час. Ускорить его можно только приложением дополнительной силы.

-2

Не знакомые с физикой люди пытаются бить по дну бутылки, чтобы кетчуп вытекал быстрее. Но фишка заключается в том, что там, где прикладывается давление, соус становится жиже, а в горлышке, к которому давление не прикладывается, создается пробка из кетчупа, которая не позволяет вытечь более жидкой части сверху.

Поэтому стучать нужно не по донышку, а по горлышку бутылки, тогда кетчуп будет прекрасно вытекать. Правда, сегодня очень много уже подделок, локализаций и разных рецептов. Плюс банки уже давно стали делать пластиковыми, что позволяет их просто сдавить, чтобы кетчуп вытек.

Но если, мало ли, попадете в приличное общество (на самом деле, в приличном обществе кетчуп в бутылках не раздают, да и вообще считают его плебейским атрибутом), где вам дадут традиционную стеклянную бутылку кетчупа Хайнц, то вы теперь знаете, как изящно им воспользоваться, не заляпав всех вокруг.

Вот такая история кетчупа от гнилой рыбы до неньютоновской томатной жидкости.