Замена двигателя на Кайроне.
Очередной труп в сервисе - СсангЙонг Кайрон с дизельным двигателем погиб смертью храбрых в неравной битве с некачественным топливом. Что же случилось? Да все как обычно и просто до банальности (по нашему мнению) - поездка на юг, заправка топливным суррогатом под названием "соляра" и долгая мучительная смерть мотора без вариантов его восстановления.
Ну а теперь не спеша и по порядку... Обращение клиента с жалобой на троящий двигатель и потерю тяги, сильное дымление при работе. Попытавшись выяснить у владельца автомобиля, что же предшествовало этой неисправности, узнали немного - поехали в отпуск, откатались по южному побережью и с трудом вернулись обратно. Автомобиль по дороге домой сильно потерял тягу, сожрал немеряно масла и дотянул уже кое как, едва шевеля поршнями.
Диагностика двигателя показала отсутствие компрессии в одном из цилиндров, минимальный уровень масла в двигателе и полностью вышедшую из строя турбину с лужей масла, вылившейся из труб интеркуллера. Снятые топливные форсунки отправили на стендовую проверку, но и без нее уже было видно, что распылитель той форсунки, которая стояла в цилиндре с отсутствующей компрессией, была явно поврежден. Миниатюрная видеокамера, опущенная в цилиндр через отверстие форсунки, открыло ужасное зрелище: оплавленные края поршня, обломки торчащих наружу поршневых колец и глубокие задиры на стенках цилиндра - только одно это говорило о том, что двигатель восстановлению уже не подлежит.
Автомобиль прожил достаточно долгую жизнь, находился в руках одного владельца, человека уже в возрасте, и по этому не подвергался экстремальным нагрузкам и внедорожным "покатушкам" - эксплуатацию можно назвать бережной, самый "экстремальный" режим автомобиль испытывал при поездках за город, на дачу или в отпуск: на рыбалку или на море. Назвать экстремальным ровное движение по загородной дороге со скоростью 80 - 100 км в час? Но именно так и было. Последняя перед поломкой поездка именно так и проходила - ровно и не спеша. Конечно, владелец автомобиля хоть и пытался сэкономить и не заправлялся на супердорогих заправках, но при этом прекрасно понимал, что непонятные дешевые АЗС выйдут "себе дороже". Самой дорогой АЗС стал Лукойл, а самой оптимальной - Газпром. Вот видимо Газпром и подвел - вероятно то, что в пределах Москвы или Московской Области действует одна сеть этой компании, а вот за пределами, по России - уже другая, ничем не связанная с Московской. Об этой разнице говорит даже то, что корпоративные и скидочные "Московские" карты там не действуют, да и в названии АЗС есть небольшое различие... Но не суть, никто не проводил анализов и экспертиз топлива, по этому обвинять кого бы то нибыло прямых оснований нет.
Что явилось основной причиной поломки - качество топлива или общий износ топливной аппаратуры, выход из строя которой произошел по естественным причинам в следствии износа или был еще дополнительно спровоцирован некачественным топливом - мы судить не беремся. Но вот цепочку можно проследить: вышедший из строя распылитель форсунки перестал "распыливать" топливо так, как надо; плохо перемешиваемое с воздухом топливо, "вбрызгиваемое" неисправной форсункой в цилиндр, уже не полностью сгорало, а частично догорало "вдогонку" поршню, повышая температуру самого поршня (т.к. камера сгорания как раз и расположена в углублении донышка поршня), края которого от перегрева и изменившейся нагрузки стали разрушаться; откалывающиеся кусочки, параллельно попадая в зазор между поршнем и стенкой цилиндра, а так же головкой блока, "обнажили" и верхнее компрессионное кольцо. Теперь нагрузка от горящих газов воспринималась не донышком поршня, а компрессионным поршневым кольцом; газы активно просачивались через зазор в поршневой канавке кольца, а так же по задирам на стенке цилиндра, вниз, в картер. Туда же попадала и часть несгоревшей солярки, смывая со стенки цилиндра смазку и "разбавляя" собой масло в двигателе. В свою очередь, жидкое масло, уже потерявшее часть своих свойств, спровоцировало быстрый износ и выход из строя турбокомпрессора; через увеличившийся зазор во втулке турбины и поврежденные уплотнения масло стало попадать во впускной трубопровод, вместе с входящим в двигатель воздухом далее засасывалось в цилиндры и там сгорало - отсюда и дымление и большой расход масла... Параллельно, в связи с увеличившимся потоком картерных газов, через вентиляцию картера, в виде масляного тумана и испарений попадающего в масло топлива, масло "вылетало" из двигателя опять же во впускной тракт. При этом то, что владелец автомобиля, почувствовав изменения в работе двигателя, снизил скорость и двигался на небольших оборотах, не пытаясь "прожечь" мотор (как иногда это бывает))), спасло от срыва мотора "вразнос" - накопившееся масло во впуске и интеркуллере небольшими дозами всасывалось и сгорало в цилиндрах; если бы водитель пару раз активно "газанул", то уже большое количество масла, попавшее в цилиндры, вызвало бы "цепную реакцию" - неконтролируемое повышение оборотов мотора (масло имеет свойство гореть так же, как и дизельное топливо в цилиндрах) - резко повышенный поток картерных газов и "взбивание" масла в двигателе в мелкую "взвесь", которая через систему вентиляции пошла бы опять во впуск, "поддерживая" горение в цилиндре - и так до того момента, пока двигатель полностью не "разнесет", на куски порвав и шатуны, и поршни, и коленчатый вал, или, полностью "выработав" все масло из мотора, не заклинит. В этом случае может спасти или молниеносная реакция водителя, сумевшего включенной передачей и тормозом остановить двигатель (и то, если автомобиль оснащен механической КПП, на АВТОМАТЕ такой фокус не пройдет), или сработает защитная автоматика (если, конечно она есть и еще "жива") - воздушная дроссельная заслонка, перекрывающая поток воздуха в мотор и управляемая от ЭБУ двигателя.
В нашем случае мотору "повезло" : на трех работающих цилиндрах, дымя и периодически доливая масло, машина добралась до сервиса "своим ходом"; но стоит ли называть это везением - большой вопрос! Двигатель восстановлению уже не подлежит.
На данный момент приобретен контрактный двигатель (конечно это лотерея, но других вариантов не много)), производится переустановка навесного внешнего оборудования со старого двигателя на "новый", отправлены в ремонт форсунки и топливный насос, турбокомпрессор так же "уехал" в специализированную мастерскую и ожидает очереди на ремонт...