Кажется, что гендерное разнообразие на подиумах зародилось только в последнюю пятилетку, но на деле это не так — BURO. рассказывает, как трансгендерные модели ходили по подиуму и снимались в рекламных кампаниях задолго до поколения Z.
1960-е: ЭЙПРИЛ ЭШЛИ
Джордж Джеймсон родился в простой рабочей семье Ливерпуля. Его детство было непростым: из-за «слишком женственного» внешнего вида мальчика дразнили сверстники и били родители. В 15 лет Джеймсон сбежал из дома: сначала пошел служить на флот, потом отправился в Париж и начал выступать как дрэг-дива — именно тогда Джордж окончательно решился на трансгендерный переход и сменил имя — Эйприл Эшли.
В 1960 году после корректирующей операции Эйприл переехала в Лондон, где ее заметил модельный скаут: девушка тут же подписала контракт с модельным агентством. Она снималась у Брайана Даффи, Ричарда Дормера и Дэвида Бейли: модель утверждает, что все фотографы знали о ее транссексуальности, но их это не волновало — им нужно было ее лицо в портфолио. Эшли была очень востребованна: проработав в модной индустрии всего несколько месяцев, она сразу же появилась на обложке британского Vogue. Но в 1961 году модельная карьера Эйприл скоропостижно закончилась: таблоиды рассказали о ее гендерной идентичности, после чего бренды прекратили с ней сотрудничество.
1970-е: ТРЕЙСИ НОРМАН
Она снималась для Vogue Italia и Essence, подписала рекламные контракты с Avon и Ultra Sheen. Трейси Норман, сама того не подозревая, начала революцию: впервые цветная трансгендерная модель не только не побоялась прийти в суровую и все еще полную предрассудков модную индустрию, но и добилась в ней успеха. В середине 1970-х Норман стала лицом марки Clairol, выпускающей краску для волос. «Этот оттенок был таким популярным, что они выпускали его на протяжении 6 лет», — рассказала Трейси в интервью изданию Cut.
Тем не менее Норман не говорила о себе откровенно, а на съемках ей приходилось постоянно использовать разные уловки, чтобы скрыть гениталии. Во время одной из них, для журнала Essence в 1980 году, Трейси сделали аутинг, после чего журнал решил не публиковать фото модели: они были «неприемлемыми». Когда шум утих, Трейси переехала в Париж: модели предложили 6-летний контракт с Balenciaga. Затем Норман вернулась в США: там она пыталась вернуться в моделинг, но безуспешно. «Вот, о чем я по-настоящему жалею, — рассказывала позже Норман. — Я не должна была покидать Париж».
1980-е: КЭРОЛАЙН КОССИ
Тула — такой псевдоним использовала модель — всегда знала, что она женщина, рожденная в теле мужчины. В 1974 году Кэролайн сделали последнюю корректирующую операцию, а в 1981 году Косси сыграла эпизодическую роль в фильме о Джеймс Бонде «Только для твоих глаз».
Затем ее фотографии появились на страницах журнала Playboy, но успех модели был недолгим: всего через год британская газета News of the World устроила Кэролайн аутинг и выпустила статью «Девушка Бонда была парнем». Когда таблоид «раскрыл» Косси, она продолжила работать и бороться за права трансгендерных женщин: Кэролайн написала два мемуара, добивалась изменения отметки о поле в своем свидетельстве о рождении, рассказывала о трансгендерном переходе на «The Howard Stern Show» и «The Arsenio Hall Show». Тула даже связалась с редакцией Playboy и договорилась о съемке и интервью: так спустя 10 лет Кэролайн Косси снова появилась в мужском журнале. О Туле написали как о «красивой девушке, которая родилась мальчиком».