Выгорание − слово, хорошо знакомое современному человеку. Симптомами профессионального выгорания учителя могут быть апатия, отсутствие интереса к работе, незаинтересованность в результатах, раздражительность по отношению к ученикам и коллегам, быстрая утомляемость. Если учитель не справляется с профессиональными обязанностями, мы, как правило, автоматически списываем это не на выгорание, а на непрофессионализм или безответственность. Таким образом, учитель, который не выдерживает сложных эмоций, связанных с преподавательской практикой, может стать объектом давления извне, порицания со стороны начальства, коллег, родителей учеников. Все это делает проблему многослойной. Делимся практическими советами, как не допустить выгорания, а заметив признаки его приближения, преодолеть кризис.
Коллектив в помощь
Часто, находясь на грани эмоционального опустошения, человек не в состоянии самостоятельно заметить, что с ним происходит. В этом случае бдительные коллеги могут прийти на помощь и указать учителю на приближение проблемы. Кроме того, регулярное общение с коллегами может быть источником вдохновения, энергии, интересных идей. Главное, чтобы это общение было ресурсным, то есть больше приносило, а не отнимало.
Сейчас во многих европейских и американских школах набирает популярность практика преподавательского напарничества: учителя работают вдвоем, являясь друг для друга своеобразными супервизорами. Но в нашей стране такой формат работы можно встретить лишь в некоторых частных школах. Как правило, наши учителя в одиночку работают с детьми, общаются с родителями, выполняют бумажную работу.
Именно поэтому важно регулярно организовывать поддерживающие педагогические собрания. Такие собрания не имеют ничего общего с плановыми педсоветами, на которых решаются рабочие вопросы. Главная цель педагогических собраний − помочь тем, на ком держится работа всей школы, то есть учителям. Проводить их можно в формате живых встреч, а можно и в формате онлайн-конференций. Чтобы собрания были эффективными, важно придерживаться определенных правил.
- Встречи должны проходить регулярно, периодичность можно выбирать, основываясь на пожелания самих учителей. Хорошо устраивать педагогические встречи, например, в начале и в конце учебной четверти.
- Встречи не должны затягиваться, отнимая личное время. Стоит придерживаться заранее утвержденного тайминга, выделяя определенное количество времени на разбор и обсуждение кейсов.
- Хорошо, если к каждой онлайн- или оффлайн-встрече cможет присоединяться школьный психолог. Если такой возможности нет, стоит попросить психолога заранее разработать рекомендации по проведению собраний. В правилах можно, например, указать, что во время встреч запрещено высказывать осуждение и негативные оценки чужого опыта.
Инициировать создание поддерживающей педагогической группы в школе может как школьная администрация, так и сами учителя.
Тайминг в общении с родителями и учениками
Общение с детьми и их родителями — это, как правило, самая эмоционально затратная часть работы учителя. К сожалению, далеко не всегда эти эмоции оказываются приятными.
В первую очередь необходимо помнить, что общение, ответы на вопросы, выстраивание доверительных отношений — это часть работы. Однако, составляя собственное рабочее расписание, учителю стоит заранее определять время, которое он будет тратить на внеурочное общение с детьми и их родителями − в общей сложности оно не должно превышать 20% рабочего времени.
Если в своей практике вы встречаетесь с учениками, которые испытывают определенные трудности, вы, разумеется, можете уделить этим ученикам дополнительное время. Но не пытайтесь решить все проблемы самостоятельно, обращайтесь к коллегам: школьным учителям, психологам, к руководству школы. Просьба о помощи не делает вас слабым и непрофессиональным, а наоборот, показывает, что вы умеете заботиться как о детях, так и о себе.
Рано или поздно каждый педагог сталкивается с «токсичными» родителями. Они могут требовать особого отношения к ребенку, критиковать работу учителя. В такой ситуации учителю важно не вовлекаться в долгие споры, а просто объективно описать свою позицию.
Если после этого родители не перестают заваливать педагога вопросами и претензиями, стоит сообщить об этом руководству школы. В свою очередь представители школьной администрации и психологи могут продолжить общение с родителями, объяснив им, что учитель должен тратить максимум времени на работу с детьми, а вовсе не на выяснение отношений с их мамами и папами.
Придерживайтесь тайминга в общении со всеми родителями. Во время установочных родительских собраний сообщите, как часто вы можете отвечать на их вопросы. Есть несколько общепринятых правил.
- Учитель может уделять время живому общению с родителями не более двух раз в течение учебной четверти.
- На общие вопросы и на вопросы, не требующие срочного ответа, учитель может отвечать в специально организованных чатах или на онлайн-платформах, где должны быть зарегистрированы все родители. Нежелание родителей присоединяться к чату не накладывает на учителя ответственности общаться с ними в индивидуальном порядке. Учителю стоит заранее сообщить родителям, как часто он будет отвечать на вопросы в чатах (например, дважды в неделю).
- Учитель должен заранее сообщить родителям, в какие часы ему можно звонить. Он имеет право не отвечать на письма и звонки родителей после окончания рабочего дня, а также в выходные.
Эмоциональная гигиена
Помните, что забота о себе — основа успешной работы и профессионального роста. Психологи утверждают, что именно учителя (наравне с врачами и полицейскими) чаще работников других сфер испытывают эмоциональное выгорание.
Эмоции — это неосязаемая, невидимая, но исключительно важная сфера нашей жизни, но только мы сами отвечаем за свое психическое состояние и своевременное избавление от эмоционального мусора. Вот некоторые упражнения и практики, которые психологи рекомендуют учителям выполнять регулярно.
Ежедневные настройки
Перед началом рабочего дня или урока уделяйте несколько минут эмоциональной настройке. Напомните себе, почему вы занимаетесь педагогической практикой, что для вас важно, а что — вторично, каких результатов вы хотите добиться, что хотите передать детям.
В конце урока или учебного дня можно также выполнять настройки, отмечая собственные большие и маленькие успехи, радуясь им, обретая намерение развивать и совершенствовать достигнутое.
Если в процессе настроек вы чувствуете, что не можете самостоятельно найти смысл своей работы, не затягивая, обратитесь к психологу.
Практики эмоционального сканирования и письменные практики
Выполняя эмоциональное сканирование, мы ежедневно (один или несколько раз в день) уделяем время наблюдению за собственными эмоциями. Находясь наедине с собой и прислушиваясь к себе, мы можем заметить, какие эмоции испытываем в данный момент: это может быть раздражение, грусть, зависть, что угодно. Психологи объясняют, что, замечая эмоции, мы меньше в них вовлекаемся и получаем возможность с ними работать.
Заметив в себе раздражение, учитель может уделить время чему-то, что поможет успокоиться: выпить чашку чая, прочесть главу хорошей книги, совершить прогулку или поговорить по телефону с близким человеком.
Но не всем людям с легкостью дается практика сканирования эмоций. В этом случае психологи рекомендуют писательские практики: раз в день, вооружившись карандашом и блокнотом, можно записывать все, что в этот момент захватывает. Письмо помогает структурировать мысли, дает возможность посмотреть на свой внутренний мир со стороны.
Существует много разных писательских практик. Алгоритм одной из самых популярных выглядит так:
- Заведите таймер на 10-15 минут. В течение этого времени, не задумываясь над содержанием и формулировками, опишите, как прошел ваш день, что вы делали и что чувствовали.
- На время отложите написанное, чтобы заняться другими делами.
- Перечитайте то, что получилось, так, словно читаете письмо от другого человека.
- Подумайте, что вы могли бы сказать, посоветовать автору текста.
Занятия сканированием эмоций и работа с записью состояний помогают не только контролировать настроение, но и определять направления для дальнейшего саморазвития.
Часы и дни эмоциональной разгрузки
Каждый день уделяйте хотя бы полтора часа делам, никак не связанным с педагогической деятельностью. Читайте книги, занимайтесь творчеством, общайтесь с близкими людьми.
Как минимум раз в неделю устраивайте себе день, когда вы не будете думать о работе. Особенно ответственные учителя могут отнестись к эффективному отдыху как к важнейшей части работы, без которой продуктивность рано или поздно начнет сходить на нет.
И помните: ваше эмоциональное самочувствие так же важно, как и ваша работа. Заботьтесь о себе так же, как заботитесь об учениках.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.