Согласно постановляю Совета Министров СССР от 17.12.1960 года на ЗИЛе было начато проектирование опытных образцов автопоездов с активным приводом на оси полуприцепа. Интересно, что к моменту выхода постановления Совмина на заводе уже был готов эскизный проект (август 1960) и прошел технический совет (октябрь 1960), на котором этот эскизный проект "поезда высокой проходимости с активными осями полуприцепа" был обсужден, одобрен и рекомендован для разработки по нему технического и рабочего проектов.
Наиболее подробно в рамках техсовета обсуждалась основная техническая особенность будущего автопоезда - тип привода прицепа. Из принципиально возможных на то время вариантов: механический, гидравлический и электрический приводы, был выбран гидропривод. От электропривода отказались из за дороговизны, большого веса и малого КПД, от механического привода - из-за необходимости конструирования оригинальных седел, что приводило бы к потере универсальности тягача и прицепа и сложности сцепки/расцепки поезда. Гидравлика оказалась наиболее оптимальным вариантом - сохранение стандартного седла, достаточно высокий КПД трансмиссии (общий КПД с гидромотором ПМ-20 до 87,5%) и умеренный вес конструкции. Схема привода - с.м. прилагаемые фото.
В первом квартале 1962 года, в соответствии с утвержденными сроками, были построены два первых опытных образца автопоезда ЗИЛ-137 типа 10х10 с гидрообъемной передачей. Эти образцы были подвергнуты заводским доводочным испытаниям, по итогам которых были доработаны еще три опытных образца, предназначенные уже для Государственных испытаний. Первый этап Госиспытаний начался в августе 1964 года.
На наших фото и видеоролике ( Большое спасибо группе ЗиЛdreams ) представлены автопоезда ЗИЛ-137, принявшие участие в Государственных испытаниях. Первое фото: автопоезд ЗИЛ-4Э137 с полуприцепом колесной базой 7,2 метра с макетным грузом. Аналогичный образец представлен на видеоролике. Второе фото: автопоезд ЗИЛ-4Э137 с автопоездом базой 5 метров с бортовой платформой. Так же в испытаниях принял участие автопоезд 9Т213 с механическим приводом прицепа, собранный по чертежам организации п/я 276...
Видео: https://vk.com/amo_zis_zil?z=video-117617687_456239051%2F6d9cfdc9c23fef3ad2%2Fpl_post_-117617687_1806