Найти в Дзене
Dotorg branding & digital

Теория ресурсных стратегий Psychea

Оглавление

Товары создаются на фабрике, а бренды в сознании людей, то есть это ментальные конструкции. Понимание того, как функционирует наше восприятие и мышление, лежит в основе разработки брендов.

Мы проектируем бренды, используя модель структурно-динамического профайлинга Psychea, созданную основателями одноименной компании, Олегом Клепиковым и Алексеем Муразановым.

Научная база модели Psychea

Научная база Psychea — теория коммуникации, нейрофизиология и поведенческие технологии. Модель содержит много «слоёв», объединивших в себе различные научные теории и концепции.

Объединив эти знания в одной системе координат, авторы создали высокоточную систему сегментирования и профилирования аудиторных групп, обладающую полноценным инструментарием проектирования вербальной и невербальной коммуникации.

Несмотря на то, что модель Psychea объединяет различные научные направления, в основе находятся три системных модели:

  • Теория жизненных стратегий (life-history theory), которая объясняет ресурсно-ориентированные стратегии поведения людей.
  • Теория коммуникации. Люди рассматриваются как сложные динамические управляющие системы, взаимодействующие между собой.
  • Онтология здравого смысла. Общепринятая система воззрений, порожденная тем, что человек склонен к стереотипному восприятию окружающего мира.

В этой публикации мы коротко расскажем о первой модели — ресурсные стратегии.

Теория жизненных стратегий: как формируется наше поведение на протяжении всей жизни

Выбор жизненных стратегий обусловлен наличием ограничений (constraints) и трейдоффов (trade-offs).

Что такое ограничение?

Организмы существуют в условиях, когда их ресурсы ограничены. Все мы действуем в условиях ограниченных запасов чего бы то ни было.

Первый тип ограничений — объем доступного внутреннего ресурса. Любая активность индивида ограничена количеством возможной энергии, которая ему доступна. То есть наше воздействие на окружающую среду по интенсивности и динамике зависит от объема доступной нам метаболической энергии и времени, которое потребуется на совершение этого воздействия. Кто-то способен пробежать 20 километров, а кто-то нет. Кому-то по силам донести 10 килограммовые сумки от супермаркета до парковки, а кому-то на это не хватит сил.

Второй тип ограничения — доступность внешних ресурсов. «И пряников сладких всегда не хватает на всех» — мы действуем в мире, в котором всё имеет ограниченный объем или количество. Мы всегда принимаем решения исходя из оценки текущей обстановки (ресурсной базы) и своих возможностей её изменить в ту или иную сторону. Когда мы приходим в ресторан, то выбираем блюдо исходя из наших финансовых возможностей. Когда мы решаем отправиться в поход, то рассчитываем сколько нам понадобиться пищи и воды на это время. И так далее — мы принимаем решения, опираясь на ограничения.

Что такое trade-off?

Почему нельзя быть мастером на все руки? У англичан есть поговорка: Jack of all trades is a master of none, означающая — «подмастерье всех ремёсел, мастер ни одного».

Поэтому trade-off — это компромисс между чем-то и чем-то. В условиях ограниченных ресурсов живым организмам приходится выбирать приоритеты: направлять ресурсы на рост, на размножение или на образование защитных структур.

Один из самых известных trade-off — выбор между числом и размером потомков. Что будет оптимальным: большое число мелких потомков или небольшое число крупных потомков?
В результате такого выбора, формируются два типа стратегий организмов, связанных отношениями трейдоффа — r-отбора и K-отбора:

  • K-отбор — увеличение затрат на поддержание жизни организма
  • r-отбор — увеличение затрат на размножение организма
К-стратеги: крупные организмы с небольшим количество потомков
К-стратеги: крупные организмы с небольшим количество потомков
r-стратеги: небольшие организмы с большим количеством потомков
r-стратеги: небольшие организмы с большим количеством потомков

Так из чего складывается наша стратегия?

Доступный нам набор действий в условиях определенных ограничений и желаемых трейдоффов — это и есть выбор стратегии по изменению собственной ресурсной базы в желаемом направлении.

Если коротко — как мы действуем, чтобы выжить.

Чтобы лучше понимать отношение между «ресурсом» и «стратегиями», давайте используем метафору и представим различные состояния территории, на которой мы действуем.

4 вида ресурсных состояний

Ничего нет и не будет: жесткая экономия и поиск малейшей возможности

Ресурсов практически нет и вероятность их появления крайне мала. Представим себе пустыню — безжизненная местность, в которой нет воды и пищи на многие сотни километров и дождь идет 1 раз в год. Высокие перепады температуры: жара днем, холод ночью. Суровая и беспощадная местность.

Метафора красной территории: пустыня
Метафора красной территории: пустыня

Как будут вести себя проживающие там существа? Будут ли они легко и непринужденно бегать по пустыне или пускаться в длительные путешествия в поисках пищи или воды (рискуя умереть в пути)? Вероятнее всего нет. Скорее всего, они будут перемещаться на минимальные расстояния, экономя силы. Они будут уметь переносить длительные периоды без воды и пищи, накапливая и откладывая про запас. Можно ли рисковать в ситуации, когда шансов выжить очень мало? Нет, поэтому здесь будут работать стратегии инертного (пассивного) избегания риска и первой реакцией на что-то новое всегда будет отрицание.

Естественный отбор. Адаптация к стрессу недостатка ресурсов через накопление и контроль
Естественный отбор. Адаптация к стрессу недостатка ресурсов через накопление и контроль

Существование на такой территории сформирует определенный тип нервной системы, телосложение и другие физические признаки индивида. Суровые условия будут предъявлять свои требования к правилам социального поведения и культурным нормам, обеспечивающим выживание. Те, кто лучше и дольше других умеет выживать, накапливать и удерживать ресурсы, будут наиболее популярны как партнеры для продолжения рода. Их стратегии станут примером для остальных, то есть сформируют традиции и нормы — «мой дед так жил, мой отец так жил и я так живу».

Кто смог накопить максимум пищи и воды в условиях их жесткой ограниченности, тот имеет максимальный шанс выжить и продолжить свой род. То есть, мы уже можем предположить базовую стратегию на подобной территории — удержание, накопление, контроль. Ценности, которые будут превалировать в таких условиях — безопасность, традиции, консерватизм, реципрокный альтруизм. В пространстве Psychea этот сегмент называется «красный» или «консерваторы».

Есть всё и всегда: изобилие и разнообразие

Ресурсов много и они есть всегда. Перенесемся на территорию, где всегда тепло, много растительности, пищи и воды. Метафорические джунгли — обильная флора и фауна, разнообразие и комфортные условия обитания, отсутствие угроз.

Тепло и «мухи не кусают». Тропический рай.

Метафора желтой территории: тропический рай
Метафора желтой территории: тропический рай

Вопрос выживания решен и каждому хватает пищи и воды. Когда базовые потребности удовлетворены (безопасность, пищевая потребность и т. п.), возникают потребности социального уровня, и, в первую очередь, потребность в продолжении рода. Чтобы найти себе пару, индивид должен доказать, что он достоин быть выбранным, то есть подчеркнуть свой статус и преимущества. А как это сделать, если «у всех всё есть»? Чтобы выделиться там, где у всех всё есть, необходимо продемонстрировать, что у вас есть что-то уникальное, новое, необычное, не такое как у всех. Поэтому основной стратегией на подобной территории станет демонстрация собственного статуса и отличий. Образно говоря, есть «обычный» хвост, а есть «павлиний».

Половой отбор. Адаптация к стрессу избытка ресурсов через поиск нового и демонстрацию
Половой отбор. Адаптация к стрессу избытка ресурсов через поиск нового и демонстрацию

Обилие ресурсов и стратегии демонстрации порождают яркий мир — обилие окрасок, высокие контрасты, разнообразие видов и мутаций (всё способно выжить в этих комфортных условиях). В условиях такого изобилия сформируется определенная нервная система (склонная к сильному возбуждению и быстрому переключению). Постоянный поиск способов выделиться формирует систему стратегий и установок — демонстрация, гедонизм, новизна, статус, наслаждение. В пространстве Psychea этот сегмент называется «жёлтый» или «гедонисты».

Что-то есть, но мало: по капельке в день

Ресурсов мало, но они есть всегда. Сильно не развернешься, но жить можно. Представьте себе подобную местность — степь или тундра.

Метафора зеленой территории: степь
Метафора зеленой территории: степь

Растения невысокие, хищники небольшие, наиболее популярная организация индивидов — стаи, группы и т. п. Чтобы выжить, нужно объединяться в сообщество. Вместе легче прокормить себя и выжить, группа поддержит и защитит, вместе легче обнаружить опасность и перенести тяжелое время.

Адаптация к стрессу нестабильных ресурсов через поиск защищенности и принадлежность к группам
Адаптация к стрессу нестабильных ресурсов через поиск защищенности и принадлежность к группам

Ориентация на социальное окружение, на его нормы и правила, жизнь рядом с другими участниками, приводит к формированию ценностных установок — миролюбие, стремление ничем не отличаться от других, потребность в любви и заботе. Недостаток объема как внутренних, так и внешних ресурсов, создает предпосылки к высокой чувствительности при общей субтильности индивидов. Высокая чувствительность позволяет своевременно отреагировать на появление ресурса или предвидеть опасность.

Основная стратегия на такой территории — объединение в сообщества, социальная аффилиация. Ценности: принадлежность, потребность в любви и заботе, миролюбие, доброжелательность, гармония. В пространстве Psychea этот сегмент называется «зеленый» или «эстеты».

Есть всё, но придётся искать: выживает самый подготовленный

Ресурс есть, но его нужно искать. Хорошим метафорическим примером такой территории является сибирская тайга — богатая ресурсом территория, суровая к новичкам, не знающим местных особенностей.

Метафора синей территории: тайга
Метафора синей территории: тайга

Чтобы выжить в таких условиях, нужно обладать знаниями: где и как искать ресурс, как его добывать, как его распределять и т. п. Базовая стратегия получения ресурса на этой территории — поиск. А так как поиск без знания — слепое блуждание, то возникает определенная система ценностей: цель, планирование, стратегия, знания.

Суровые условия, постоянный риск и необходимость длительных усилий по изменению ресурсной базы, создадут предпосылки к типу нервной системы и физическим особенностям индивидов, существующих на такой территории.

Адаптация к стрессу отсутствия ресурса через поиск и конкуренцию
Адаптация к стрессу отсутствия ресурса через поиск и конкуренцию

Так как ресурс необходимо искать, то вероятность его получения зависит от размера территории и наличия конкурентов, которые тоже могут его найти. Чем больше территория поиска и чем меньше конкурентов, тем выше шанс, что ресурс будет найден. Нетерпимость к соседям по территории, формирует устойчивую стратегию взаимоотношений — конкуренция, а не дружеское совместное существование. Это создает ценностные установки, связанные с индивидуализмом, конкуренцией, амбициями. В пространстве Psychea этот сегмент называется «синий» или «независимые».

Ресурсная модель Psychea
Ресурсная модель Psychea

Как эта сегментация используется в проектировании коммуникации

Так как каждый человек уникален, то в реальном мире нельзя однозначно сказать, к какому из сегментов мы принадлежим. В своей повседневной жизни мы используем разные стратегии, смешивая свой уникальный «коктейль» из 4 базовых «ингредиентов». Мы можем быть склонны к планированию и достижению целей, сохраняя при этом потребность накапливать и сберегать ресурсы. Или мы можем обладать сильной эмпатией к людям, стремясь выделиться и получить признание. То есть, мы не «точки», а «области» в пространстве стратегий Psychea.

Пример аудиторных профилей на пространстве Psychea

Человек не точка, а сектор
Человек не точка, а сектор

Каждый из нас обусловлен тем, что дала ему природа и тем, что в нем воспитала окружающая среда. То есть у нас всегда будет минимум 2 вектора: кем мы родились и кем мы стали. Эти векторы определяют наши предпочтения при выборе стратегий совладания со стрессом в одном из 4 ресурсных состояний.

Стратегия формирует стереотипы восприятия

Наше привычное окружение формирует устойчивый набор стереотипов восприятия. То, какими стратегиями мы пользуемся, влияет на то, что мы будем считать релевантным и понятным, а что не таким, как привыкли.

От того, какому сегменту принадлежит целевая аудитория, будет зависеть тип коммуникации. Для зеленого вектора нам нужно использовать мягкие, плавные формы, градиентные переходы и другие коммуникативные сигналы, связанные с их ценностями: миролюбие, принадлежность, любовь, чувства. Для желтого вектора понадобится неожиданные, новые ходы, яркие впечатления и образы. Для синих мы будем использовать символы достижений и целей, сложные описания и доказательства. Для красных — символы традиций, постоянства и надежности.

Пример метафоры для зеленого вектора (эстеты)

мягко, плавно, чувственно, на нюансах
мягко, плавно, чувственно, на нюансах

Пример метафоры для желтого вектора (гедонисты)

ярко, контрастно, динамика, против правил
ярко, контрастно, динамика, против правил

Пример метафоры для синего вектора (независимые)

структурно, сложно, логично
структурно, сложно, логично

Пример метафоры для красного вектора (традиционалисты)

просто, понятно, наглядно, стабильно
просто, понятно, наглядно, стабильно

Выводы

Понимание специфики аудитории и базовых жизненных стратегий, которые она использует, позволяет создавать релевантную коммуникацию, вызывающую доверие. Вы  используете стереотипы и понятия, которые легко воспринимаются и интерпретируются людьми. Попадание в ожидания людей и соответствие их привычным поведенческим шаблонам, позволяет вашему бренду стать «понятным и своим» для них.

В следующей публикации мы обсудим теорию коммуникации и модель Шеннона-Уивера как способ проектирования эффективных коммуникативных сообщений. А также подробнее разберем способы и приемы работы с вербальными и невербальными коммуникативными сообщениями.