Найти тему
Спортивный накал

География автопроизводителей. Грузовики Украины

Производством грузовиков на территории УССР занимались в Кременчуге – местный Кременчугский Автомобильный Завод был основан в 1958 году на базе местного мостового завода (производил мосты через реки, а не мосты для автомобилей). Собираются тут тяжелые грузовики, первым таким грузовиком стал ЯАЗ-214, производство автомобиля было передано с Ярославского Автомобильного Завода.

В 1959 году завод освоил производство самосвалов КрАЗ-214 и КрАЗ-219. КрАЗ-214 использовался в основном для нужд военных и нефтегазовой промышленности, но можно было его встретить и в аэропортах, где он выполнял функции тягача самолетов, благо мощность 205-сильного ЯАЗ-206 Б это позволяла делать. КрАЗ-214 выпускался с 1960 по 1963 год, в 1963 году появился модернизированный 214 Б, который имел бортовую сеть на 24 В и измененную подвеску.

КрАЗ-214
КрАЗ-214

КрАЗ-214 имел модификацию с опрокидывающимся в обе стороны кузовом, но дальше двух опытных образцов дело не пошло и проект был свернут.

КрАЗ-219 являлся дальнейшим развитием ЯАЗ-210. На базе автомобиля выпускался седельный тягач КрАЗ-221. Оба автомобиля имели колесную формулу 6х4. Автомобиль имел двигатель мощностью 180 л.с.

КрАЗ-221
КрАЗ-221

Уже в 1961 году завод начал работать на экспорт: 500 грузовиков завода стали эксплуатироваться за рубежом, причем география эксплуатантов была огромной - 26 стран заказали у завода новый тяжелый автомобиль.

В 1965 году завод запускает производство КрАЗ-257, он был призван заменить 219-ю модель. Как и у предшественников, каркас кабины был деревянным, обшивался металлическими листами. Кабина вмешала 3 человек и располагалась за двигателем. Под массивным капотом был скры 8-цилиндровый 240-сильный ЯМЗ-238. Автомобиль имел неплохие для тех времен эксплуатационные характеристики: средний пробег до капитального ремонта составлял 190 тысяч километров.

КрАЗ-257
КрАЗ-257

257-я модель выпускалась до 1995 года, пережив в 1985 году серьезную переработку осей подвесок. Грузоподъемность автомобиля составляла 12 тонн.

В 1966 году завод запустил производство КрАЗ-256. Несмотря на то, что завод уже к тому времени имел полноценное КБ, разработкой нового 12-тонного самосвала занимались совместно с представителями МАЗа. Совместная разработка позволила унифицировать некоторые узлы 256-й модели и МАЗа-500: рулевой механизм, элементы бортовой сети и подвески.

Кабина автомобиля также имела деревянный каркас, в салоне было три места для водителя и пассажиров, спального места не было. В ходе производства автомобиль получил двухконтурную систему торможения, были проведены работы по снижению металлоемкости автомобиля: автомобиль без загрузки весил около 12 тонн, благодаря проведенным работам удалось облегчить его на 300 кг. Кстати, существуют байки, согласно которым КрАЗы активно выкупали китайцы в начале 90-х: сами автомобили были им мало интересны, а вот такое огромное количество металла представляло огромный интерес.

КрАЗ-256Б
КрАЗ-256Б

Выпускался автомобиль до 1994 года, имел ресурск до капитального ремонта несколько ниже, чем у КрАЗ-257, несмотря на то, что обладал таким же двигателем. Обусловлено это было главным образом различными условиями эксплуатации. 165 тысяч километров автомобиль в среднем проезжал до того как попадал на авторемонтное предприятие.

В 1966 году на смену 221-й модели пришел КрАЗ-258. Седельный тягач был построен на базе 256-й модели.

К 1978 году автомобили экспортировались в 57 стран мира, имелось множество модификаций выпускаемых грузовиков.

Завод постоянно модернизировался, как и выпускаемые на нем модели.

В 1984 году был выпущен полумиллионный автомобиль, пик производительности у завода пришелся на 1986 год – было выпущено 30 тысяч грузовиков.

Уже после распада СССР, в 1993 году, завод выпустил 750-тысячный грузовик. Следующие 50 тысяч автомобилей завод выпускал 13 лет… Объемы производства уже нельзя было сравнить с рекордными: в 1996 году было выпущено 2 тысячи автомобилей - в 15 раз меньше, чем в рекордный 1986-й. В 1999 году завод выпустил меньше тысячи грузовиков, с началом 00-х объемы производства стали расти.

Тем не менее, в новое для себя время завод успел войти с новым семейством автомобилей. КрАЗ-6510 начал производиться в 1992 году. Автомобиль оснащался двигателем ЯМЗ-238 М2, развивавшем 240 л.с. Выпускался до 2006 года, но из-за введения эконорм для нужд Украины выпускаться перестал. Последние грузовики были произведены в 2008 году для Кубы.

КрАЗ-6510
КрАЗ-6510

Завод продолжает новые разработки, в 2009 году появилась модель с бескапотной кабиной, в 2015 году завод смог наладить производство без российских комплектующих, наиболее сложным был переход на другие двигатели – до этого автомобили комплектовались двигателями ЯМЗ.

Последним прибыльным годом у предприятия был 2013 год, далее завод терпит убытки, причем их размер увеличивается с каждым годом. Объем выпуска грузовых автомобилей колеблется в районе 1-2 тысячи в год.

В 2010 году был налажен выпуск новой модели – КрАЗ-5233. На базе шасси изготавливаются и пожарные автомобили, и вахтовые автобусы, и грузовики повышенной проходимости.

КрАЗ-5233
КрАЗ-5233

В 2016 году завод продолжал выпуск и старых моделей: КрАЗ-6443 (с 1992 года, стоимость нового около 3 миллионов рублей), КрАЗ-6322 (С 1994 года, стоимость нового от 3,1 миллиона рублей), КрАЗ-6510 (с 1992 года).

Пытался вступить в борьбу завод и за другую нишу рынка - городские грузовые автомобили. Для этого заводу пришлось разработать совершенно новую концепцию - бескапотные автомобили КрАЗ С20.0 грузоподъемностью 20 тонн и с кузовом объемом 14 кубометров.

КрАЗ С.20.0
КрАЗ С.20.0

В настоящее время выпуск автомобилей не превышает 1000 экземпляров уже четвертый год подряд. Основным потребителем продукции являются военные ведомства различных стран. В 2018 году запущена процедура банкротства завода из-за невыплаты долгов. Тем не менее, на заводе продолжают пытаться выпускат ьавтомобили - в плане на 2019 год стоит полторы тысячи грузовиков