Попытки создания грузовых автомобилей марок ГАЗ и ЗИС с колесной формулой 6х2, то есть с дополнительной подкатной осью в задней части рамы, предпринимались в СССР еще до войны: этим занимались различные автохозяйства с целью повышения грузоподъемности подвижного состава. Особняком стояли ленинградские транспортники, освоившие установку дополнительной оси на автобусное шасси ЗИС-8 с целью монтажа удлиненных пассажирских кузовов. Но все эти проекты носили, по сути, кустарный характер. Первой же промышленной моделью грузового автомобиля с колесной формулой 6х2 стал магистральный МАЗ-516, разработанный с прицелом на финский рынок. Мелкосерийное производство этой машины началось в 1968 году.
Появление грузовиков МАЗ-516 стало своеобразным катализатором, оживившим в стране интерес к автомобилям типа 6х2 среди профильных научных организаций. Практически одновременно разработку подобных машин начали Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ), входивший в систему Минавтотранса, и Научный автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), относившийся к Минавтопрому. Так, специалистами НИИАТа был разработан проект переоборудования стандартного грузовика ГАЗ-53А в трехосный путем удлинения заднего свеса рамы и установки подкатной оси с односкатными самоустанавливающимися колесами. Подобный «апгрейд» позволил поднять грузоподъемность машины с 4 до 6 тонн и установить удлиненную на 1,1 м бортовую платформу. Первый опытный образец такой «трехоски», получившей марку ГАЗ-53А-НИИАТ-05, был изготовлен Орловским опытным заводом НИИАТ в 1969 году.
А годом позже в Орле собрали еще два аналогичных грузовика для междуведомственных приемочных испытаний, но уже под маркой ГАЗ-53А-НИИАТ-А919 (по новой системе обозначения). По предварительным расчетам создателей, суммарный годовой экономический эффект от применения каждой такой «трехоски» должен был составлять более 1300 рублей за счет повышения производительности в сравнении с ГАЗ-53А на 35% и снижения себестоимости перевозок на 12%.
Одновременно институтом была разработан аналогичный вариант переделки грузовика ЗИЛ-130. На этом автомобиле, получившем обозначение ЗИЛ-130-НИИАТ-03, подкатная ось имела уже двухскатные неповоротные колеса, которые могли приподниматься над дорогой при помощи гидравлического механизма на 170 мм. Грузоподъемность его выросла с 5 до 8 тонн.
По сравнению с автопоездом в составе тягача ЗИЛ-130 и двухосного прицепа, «нииатовский» грузовик обладал более высокой динамикой и маневренностью, расходовал меньше топлива и был дешевле. Орловский опытный завод построил 4 образца грузовиков ЗИЛ-130-НИИАТ-03, которые прошли приемочные междуведомственные испытания в объеме 25 тысяч километров пробега и были рекомендованы к производству.
В экономических расчетах снова звучали заманчивые цифры: рост производительности на 42,5%, снижение себестоимости перевозок на 15,8%. Немудрено, что коллегия Минавтотранса РСФСР запланировала изготовить на собственных предприятиях уже в текущем 1970 году сразу тысячу грузовиков ЗИЛ-130-НИИАТ-03! Правда, практических возможностей реализовать эти планы не нашлось: свободных мощностей на заводах нет, фондов на комплектующие нет…
Между тем, уже на следующий года тема грузовиков ЗИЛ с колесной формулой 6х2 получила в НИИАТе дальнейшее развитие: на сей раз тут разработали проект оснащения уже разработанного ранее шасси самосвальной установкой. Кузов полуовального сечения сварили из двух предварительно разрезанных серийных платформ от ЗИЛ-ММЗ-555, снабдив оригинальным подъемным механизмом с передним расположением гидроцилиндра и стабилизирующей рамкой (эта рамка препятствовала перекосу кузова в случае зависания груза).
Единственный опытный образец такого самосвала Орловский опытный завод НИИАТ изготовил в 1971 году. Грузоподъемность его приняли равной 9 тоннам для дорог группы А и 8 тоннам для дорог группы Б. Полный вес машины, соответственно, составлял 14 или 15 тонн. Колесная база же равнялась 3800 + 1200 мм.
В том же самом 1971 году на испытания вышел трехосный самосвал конструкции института НАМИ, получивший собственное обозначение НАМИ-0129. Эта машина была построена на основе длиннобазного шасси ЗИЛ-130Г, у которого ведущая ось была сдвинута ближе к кабине – аккурат на то место, где она располагалась у стандартного шасси ЗИЛ-130. Соответственно, карданная передача модели ЗИЛ-130Г была заменена на стандартный кардан от ЗИЛ-130. Поддерживающая ось, подвешенная на усиленных зиловских рессорах, также имела возможность подъема, однако при помощи пневматического, а не гидравлического механизма. Колесная база автомобиля, таким образом, равнялась 3800 + 1250 мм. Венчала конструкцию изготовленная на ММЗ самосвальная установка от опытного грузовика КамАЗ-Э5510 образца 1969 года с нижним расположением гидроцилиндра и платформой полуовального сечения, имеющей дощатый пол с металлическим покрытием.
Весьма интересна у НАМИ-0129 конструкция третьей оси. Она состояла из двух отдельных полуосей, приваренных к балансирным рычагам. Эти рычаги могли поворачиваться вокруг оси балансира на втулках. Передние концы балансирных рычагов имели по два отверстия, посредством которых могли пальцами соединяться с задними концами рессор ведущего моста. В зависимости от того, в какие отверстия устанавливались пальцы, нагрузка между ведущей и поддерживающей осями распределялась в отношении 57:43 или 62:38. Для кратковременного увеличения сцепного веса использовались два пневмоцилиндра, давивших на балансирные рычаги: с их помощью ведущая ось догружалась на 700 кг. В том числе из-за этой сложной системы самосвал НАМИ получился почти на тонну тяжелее «нииатовского», а потому его грузоподъемность приняли равной 7 тоннам при полной массе 14 тонн. После двух лет эксплуатационных испытаний подсчитали, что себестоимость тонно-километра транспортной работы НАМИ-0129 оказалась на 2,3% выше, чем у автомобиля ЗИЛ-ММЗ-555, и на 14,6% выше, чем у самосвала ЗИЛ-ММЗ-555 с прицепом. При этом надежность работы автомобиля в целом уменьшилась, в том числе из-за поломок новых узлов – поддерживающей оси и пневмодогружателя. В этой связи продолжения работ по теме НАМИ-0129 не последовало.
Продолжение о советских грузовиках 6х2 читайте ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ!