Найти в Дзене
Александр Шадов

Страдание как культурная установка

Оглавление

Страдание нередко считается свойством человеческой природы, впрочем, этому утверждению нередко противоречит ряд фактов, которые показывают нам, что некоторые люди все-таки могут быть счастливы. Многие религии постулируют абсолютный характер страдания. Две из таких религий по некому совпадению или несчастью являются мировыми: речь идет о буддизме и христианстве. Буддизм занимается борьбой со страданиями, а христианство культивирует их. Современность, в общем, во многом отрицает подход христиан к жизни, веру в Бога, рай и многое другое, но при этом оставляет элементы христианской этики, веру в вечную и абсолютную любовь, а также, что важно для данной статьи, культивирование страдания. Современность берет у христианства то, что без Бога и рая в принципе не может адекватно работать.

-2

Страдание в буддизме

-3

Для сравнения рассмотрим, чем является страдание в буддизме. Известное слово «дуккха», т.е. страдание, означает, что мы, имея привязанности и желания, так или иначе не может их реализовать, т.е. находимся в состоянии страдательного залога. Мы не можем добиться того, чего желаем в полной мере, а наши желания множатся, и потому мы не можем быть полностью счастливы. Чтобы избавиться от страданий буддизм предлагает избавиться от желаний и привязанностей. В общем, главная цель буддизма – избавиться от страдания. В этом он противоположен христианству.

-4

Страдание в христианстве

-5

Страдание в христианстве происходит из символизма жертвы Иисуса. Иисус любил людей, пожертвовал собой ради них и, как следствие, страдал. Путем подобной любви, жертвенности и страдания должен пройти всякий христианин. Здесь я не критикую христианство. Проблема не в том, что в христианстве этот концепт спорен. Проблема в том, что европейская культура полностью построена на христианском базисе, но в современности христианство уже не является единственной идеологией, имеются альтернативы. И все они отчасти завязаны на христианстве.

-6

Тут далеко ходить не надо. Возьмем довольно популярный в наши дни экзистенциализм, который в ряде случаев не является религиозным. Впрочем, экзистенциализм восходит к Кьеркегору и Достоевскому. Оба – христианские фанатики. И дело не только в вере в Бога. Что делает большинство экзистенциалистов? Изымает из их учений веру в Бога и прочие мистические вещи и оставляет, собственно, все остальное. Пресловутый психологизм, который, на мой взгляд, и у Достоевского и у Кьеркегора является результатом рефлексии над христианской антропологией. В итоге получается мир без Бога, рая, воздаяния и спасения, что можно обозначить как мир абсурдного и бескомпромиссного страдания. У христиан есть равновесие между миром земным и миром Божьим. Экзистенциалисты и многие другие мыслители убирают это равновесие и впадают в крайний пессимизм.

Собственно, этот пессимизм и предрекал Достоевский, который, впрочем, на мой взгляд, не удосужился взглянуть на проблему глубже правоверного христианина. Ему важно было показать, что без христианства все будет загублено. Но есть и следующий уровень снятия, о котором мы поговорим дальше.

-7

Страдание в современном обществе

-8

Современное общество удалило из себя многие блага христианства, оставив все самое худшее. Прежде всего, это концепция страдания, которая без веры в Бога не имеет никакого смысла, но люди все равно страдают по привычке и глубокому убеждению, что страдать – это нормально и даже полезно. Все сферы современного человечества пронизаны страданием, потому что современная культура – это европейская культура, а европейская культура построена по заветам христианства. Долгое время людей запада учили страдать и жертвовать собой ради Бога, а потом убили Его. Остался сильнейший культурный отпечаток, который и заставляет людей не просто страдать, а делает страдание самоцелью. Дальше речь пойдет о страдании в современном обществе.

-9

Грехи и страдание

-10

Концепция семи смертных грехов вне христианства может лишь способствовать увеличению количества страданий, так как в список семи грехов входит ряд нелепейших ограничений, которые можно оправдать разве что Волей Божьей.

Начнем с того, что главным грехом христианства считается предательство, и прежде всего предательство Бога, так как самым первым грехом среди всех совершенных было предательство Люцифера, которое тот совершил из-за гордыни. Среди всех смертных грехов гордыня всегда занимает первое место, а предательство является худшим деянием из возможных. Современное общество тоже очень негативно относится к гордецам и предателям, только проблема заключается в том, что у современного общества нет ни Бога, ни Люцифера. Предательство ужасно? Почему? Неизвестно. Почему гордецы плохие? Потому что нужно быть забитым человеком, который себя ни во что не ставит? Кто сказал?

Гордыня, как ни странно, качество довольно полезное и живое. Оно может вдохнуть в человеческое существо жизнь и заставить его действовать. Я не говорю, что это однозначная добродетель, но вне христианского контекста считать её смертным грехом крайне странно. Противоположность же гордыне, скромность, качество крайне скверное для носителя, но прекрасное для окружающих людей. Скромный человек вынужден всегда быть на вторых ролях и отказывать себе в попытках реализовать свои самые главные мечты. Это определенно ведет к страданию.

-11

Блуд. Современное общество более раскрепощенное, чем христианское, но не до конца. Дело в том, что ведение любой нестандартной, слишком раскрепощенной или отклоняющейся от норм половой жизни может привести к общественному осуждению. Это чисто моральный блок. И он может привести к страданию.

Алчность. Алчность, конечно, вещь мелочная и глупая, но презрение к богатым уже привело к ряду революций и массовым убийствам людей. Не так страшна алчность, как борьба с ней.

В общем, набор христианских грехов и христианских добродетелей крайне сомнителен, а без божественной подпорки так вообще абсурден. Воздержание от грехов и взращивание добродетелей христианства неизменно ведет к страданию. Впрочем, такова и есть их цель: жертвенное существование, подкрепленное любовью.

-12

Любовь и страдание

-13

Я уже несколько раз рассматривал культуру любви в нашем обществе, указывая при этом, что наше понимание любви берет начало именно в христианстве. Для христианства страдание и любовь – едины. Современное общество унаследовало эту черту. Собственно, поэтому мы не можем представить себе любовь без страдания. Люди ищут «любовь» не для счастья, а для принесения себя в жертву, для страдания, что нередко отрицается, но от этого не меняется суть. Современное общество любит так, чтобы при этом страдать, и без теории о поддерживающем все это Боге такой расклад является разрушительным для большинства семей, а также для большинства людей, вступающих в отношения, которые в итоге приводят к взаимным страданиям. Мне думается, что это чисто культурное явление. Отношения можно выстраивать для взаимного счастья и украшать ими свою жизнь, не требуя друг от друга невозможного и не разочаровываясь при этом. К сожалению, для таких отношений необходимо согласие и принятие правил от всех людей, в них участвующих.

-14

Абсурдность бытия

-15

В течение почти двух тысяч лет европейское общество жило с убеждением, что за свое нравственное совершенство и веру каждый верующий получит спасение. Современная философия отменила спасение. Что осталось? Страдание, жертвенность, нравственность, в общем, абсурд. Все это без Бога действительно оказывается абсурдным, но вместо того, чтобы отказаться и от жертвенности, нравственности, христианской любви и, как следствие, от страдания, европейская культура усугубляет ситуацию и добавляет к списку и без того страдательных аспектов культуры еще и абсурдность бытия. И это вместо того, чтобы переработать этику, искать пути спасения от страдания, формировать новую концепцию отношений между возлюбленными и даже просто людьми… Нет. Многое оставили и прибавили к этому страдальческому списку еще и абсурдность бытия, ужас перед ничто и пугающую смерть, которая в итоге не отправит нас в лучший мир, а просто изничтожит. Допустим, последнее правда. Но тогда зачем усугублять и без того суровое существование многочисленными правилами и бессмысленными запретами? Зачем портить жизнь другим и себе? Зачем советовать другим то, что в итоге лишь умножит страдание?

Мы живем в эпоху, в которой баланс страданий и радостей в катастрофической степени нарушен, а культура все больше усугубляет ситуацию иррациональным пессимизмом, который будто бы сорвался с цепи и теперь собирает все самое худшее, чтобы сделать более-менее приемлемую с физической точки зрения жизнь современного человека невыносимой.

-16

Знания приносят страдания

-17

Еще один предрассудок, который коренится в авраамических религиях и в итоге является достоянием современного общества, - это миф о том, что знание умножает страдание. Эту «истину» знают даже проклятые атеисты. Но дело тут не так однозначно. Когда в Европе знание начало умножать страдание? Во времена христианства.

Греческая философия была куда более оптимистичной в целом, и, главное, в сфере познания. Аристотель был уверен, что невозможно достигнуть подлинного счастья, не имея знаний. Познание приносило удовольствие и было одним из важнейших условий счастья. И Аристотель не был исключением, ведь практически все эллинистические школы уверяли, что познание приведет к счастью. Культивирование же обратной идеи свойственно именно христианству. И только в философии, претерпевшей влияние этой религии, познание воспринимается как одна из причин страдания.

Также для примера обратим внимание на научное сообщество. Многие ученые не считают, что познание ведет к страданию. И даже наоборот. Впрочем, есть и те, что придерживаются иного мнения. Здесь, мне думается, очевидны христианские корни.

-18

Счастье порождает страдание

-19

Еще одна довольно суровая пессимистическая концепция, которая пришла к нам от индусов через Шопенгауэра. Согласно этой концепции счастье порождает страдания и требует еще большего счастья. В итоге мы приходим к такому состоянию, что не можем добиться должного уровня счастья, и нам остается только с печалью вспоминать о былых радостях.

Такая установка также довольно разрушительна. И она буддийская. Да, удивительно, но наша культура взяла из христианской и восточной все самое худшее и перемешала в единый пессимистический коктейль, видимо, чтобы от удобств крышу не сносило.

Относительно счастья порождающего страдания – это может быть совсем не так. Все зависит от установки человека. Если всякий раз он жаждет все большего счастья, нацелен на больше счастье, то да, он будет страдать. Если же он может насладиться любыми градациями счастья, то почему бы ему не быть счастливым?

-20

Возможно ли не страдать?

И теперь главный вопрос: возможно ли не страдать? Конечно, тут может быть множество факторов. Например, заболевания, которые будут периодически приносить страдания. Но это далеко не у всех людей и не так уж систематически, как с культурным страданием. Не страдать же культурно вполне возможно, если четко осознавать ложные страдальческие догмы и изолировать их от себя.

Мы живем в культуре, которая зациклена на страдании. Все в ней переполнено страданием. И оно культивируется. Даже удовольствия пропитаны страданием. Они отдают пустотой, не потому что они пустые, а потому что нам свойственно думать, что они пустые. Мы отказались от благ христианства, но не отказались от факторов, которые умножали в нем страдание. И если жизнь христианина была уравновешенной, сбалансированной грядущей наградой, то современному человеку не осталось ничего. Раз ничего не осталось, то нужно что-то создать. Нужно переосмыслить мораль, грехи, взгляд на жизнь. Нужно научиться жить совсем иначе. Как? Трудно сказать. Имеется бесконечное множество альтернатив, но с уверенностью можно заявить, что человеку без Бога или с иным Богом необходимо отказаться от христианского страдания в жизни, творчестве, любви и мысли. Только в таком случае возможно найти баланс и сделать свою жизнь если не прекрасной, то приемлемой.

-21