Что стало с самыми амбициозными проектами отечественного автопрома?
В истории российского автопрома были свои падения и взлеты. После распада СССР страна получила несколько устаревших автозаводов в крайне сложном финансовом положении. Нужно было спасать автомобилестроение, и «спасение» пришло.
Первая история связана с именем Бориса Березовского. Тогда еще скромный сотрудник Института проблем управления АН СССР основал фирму «ЛогоВаз», которая была создана для торговли автомобилями за границей, но путем хитрых махинаций оставила АвтоВАЗ с убытками.
Следующим проектом Березовского стал Автомобильный Всероссийский Альянс, или АО «АВВА». Призванный создать поистине «народный» автомобиль, завод начал собирать деньги. В 1993 году любой житель страны мог стать его акционером, просто обменяв свой ваучер на 1 акцию нового завода. Купив акций на 10 миллионов рублей, можно было получить сам автомобиль (когда его произведут).
Планы были амбициозными – построить в Тольятти новый завод и производить на нем 300 тысяч авто в год. Для сравнения, сам АвтоВАЗ тогда производил 600-800 тысяч автомобилей в год. И, кстати, гигант из Тольятти купил около 70% акций AVVA.
Сам по себе народный автомобиль получил индекс ВАЗ-1116 и должен быть стать новой компактной моделью на смену «Оке» и «Самаре». Параметры новой машины были весьма неплохими, а внешний облик сформировался тоже быстро:
Увы, денег на строительство завода не хватило, несмотря на поддержку государства, кредиты и помощь от самого АвтоВАЗа. Акционеры получили вместо настоящего автомобиля его игрушечный макет.
Но эта история для 3 миллионов акционеров закончилась не так уж плохо: они смогли обменять свои акции AVVA на акции АвтоВАЗа или на деньги (при желании).
Наработки ВАЗ-1116 потом были использованы при разработке «Калины», которая, возможно, и стала тем самым народным автомобилем. Сходство с прототипом от AVVA можно заметить невооруженным глазом:
Сам «Автомобильный Всероссийский Альянс» долгое время существовал, но в 2008 году официально был ликвидирован. Деятельность AVVA, «ЛогоВаза» и самого Бориса Березовского нанесла АвтоВАЗу многомиллиардные убытки, из-за чего олигарху пришлось бежать в Лондон. Судьба его оказалась незавидной, и 23 марта 2013 года опальный олигарх скончался в своем доме неподалеку от Лондона.