Попалось на глаза старое фото «Майбаха». Я не обратил бы на него внимания, мало ли, сколько в интернете фотографий машин этой марки, не будь на нем очень любопытной детали – номерной таблички. На ней хорошо видна серия «ЩХ».
Данная серия была на советских «оранжевых» номерах образца 1946 года и относилась она к Донецкой области. Собственно, увидев этот номер, мне стало интересно, как этот очень редкий и дорогой автомобиль оказался в небогатом шахтёрском крае, и кем был счастливчик, ездивший на нем.
Кое-что удалось разузнать. Этот Maybach SW42, понятное дело, оказался в СССР в качестве трофея. Но в Краматорск, а именно там находилась машина, попала не сразу. Поначалу поездила по дорогам Москвы, катая какого-то партийного чиновника. Затем машина оказалась в музейном запаснике, и пробыла там до 1957 года.
В один из своих визитов в столицу, житель Краматорска Виктор Ракитянский узнал от родственников о продаже «большой старой немецкой машины». Музей распродавал излишки из запасников, в числе которых был этот редчайший «Майбах». В те годы это была просто старая машина.
Денег, правда, запросили немало.
Точная стоимость неизвестна, но приблизительно, она приближалась к цене «ЗИМа», ГАЗ-12, стоившего около 40 тыс. рублей.
Это были огромные деньги, но поскольку Виктор Васильевич работал конструктором на Новокраматорском машиностроительном заводе, нужную сумму ему кое как удалось собрать из своих сбережений и заёмных средств.
В том же году Maybach SW42 сменил столичную «прописку» на Донбасскую. Любопытно, что район города Краматорска, где жил Ракитянский, созвучен с названием города в Крыму - Новый Свет.
Краткая техническая справка. SW означает Schwingachswagen, то есть независимую подвеску. Автомобиль 1939 года выпуска, отличался небывалой для своих лет плавностью хода. Несмотря на мягкий верх, за передними сиденьями была стеклянная перегородка, в пассажирском салоне два дополнительных сидения – страпонтена, что делало машину семиместной. Это Pullman Transformations Cabriolet, очень редкая версия, их всего 45 экземпляров выпустили.
Двигатель шестицилиндровый, два карбюратора. Объем 4.2 литра, мощностью 140 л.с.
С трансмиссией не совсем понятно. Скорее всего она механическая, 5- ступенчатая, но есть мнение, что «пятой» был полуавтоматический овердрайв.
В те времена с запчастями и на отечественные машины было очень туго даже в столице, ну а найти что-то на «Майбах», да еще и в шахтёрском регионе, было из области фантастики.
Всё что сыпалось по мелочи, либо восстанавливалось, либо делалось по образцу существующей детали на заводе, где работал Ракитянский.
Вышедшие из строя родные карбюраторы заменили одним, то ли от ГАЗ-51, то ли от ЗИЛа. Что удивительно, серьёзного ремонта по мотору и трансмиссии машина так и не потребовала, не встала на вечную стоянку, как это часто бывало с подобными сложными аппаратами.
Из воспоминаний жителя Краматорска. Эту машину в городе он увидел, еще будучи школьником. В 1970 году, а через год удалось пообщаться и с владельцем, который сказал, что на машине еще родной мотор, и даже краска родная. Только брезентовый тент к тому времени был весь в трещинах. Зимой машину в городе не видели, она стояла в гараже.
Инженер Ракитянский сделал оригинальный прицеп для этой машины, так как семья любила путешествовать. Сохранилось фото прицепа.
«Майбах» много раз бывал в Прибалтике, где даже числился в составе местного клуба ретро автомобилей, в Риге.
Бывал в Москве неоднократно, и в разных городах, как тогда говорили, на слётах любителей автомотостарины.
В 1980-х машиной стали интересоваться перекупщики, Виктору Васильевичу предлагали за неё огромные по тем временам суммы, до 100 тыс. рублей. Но человек не продавал любимую машину.
Последний раз в Риге машина была в 1988 году, а в 1996-м уехала назад в Москву, своим ходом и уже навсегда.
Серьёзные сложности со здоровьем у владельца всё же вынудили семью расстаться с семейной реликвией и спустя 40 лет, у «Майбаха» появился новый хозяин. Машина пополнила частную коллекцию в Подмосковье.
Где сейчас находится машина, точно не известно. По одним данным, она может быть в той же частной коллекции в Подмосковье, по другим - была продана в Европу.
В конце «нулевых» на одной из выставок в Германии действительно был замечен Maybach SW42 Transformations Cabriolet 1939 года выпуска.
Возможно, это именно та машина, оставившая след в истории Краматорска, звезда советских ретро автопробегов.
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм