Стоимость ремонта лакокрасочного покрытия (ЛКП) велика – вместе с материалами цена работы только за одно крыло может составлять более 10 тыс. рублей. Точная стоимость зависит от модели автомобиля, типа используемой краски, квалификации мастеров. Именно высокая стоимость становится одной из причин покраски авто своими руками.
Рисунок 1. Использование «пистолета» подключенного к компрессору
Подготовка: какие этапы подразумевает?
Покраска авто своими руками в гараже – оптимальное решение. Необходимо по возможности вымыть помещение, удалить пыль, другие загрязнения. Требуется подготовить кузов. В противном случае, если нанести краску на не зачищенный, жирный автомобиль – она ляжет неровным слоем. Впоследствии возникнет коррозия. Основные этапы подготовки:
1. помывка кузова;
2. зачистка дефектов;
3. выравнивание шпаклевкой – если требуется;
4. наклеивание малярной ленты.
Помывка кузова и удаление грязи с лакокрасочного покрытия
Перед началом подготовки следует тщательно отмыть автомобиль. Причем не только обычную дорожную грязь, но и пятна битума, машинного масла. Желательно использовать специальные средства – приобрести их можно в любом автомобильном магазине. Некоторые мастера используют уайт-спирит – он отлично справляется с жиром. Нежелательно использование:
· растворителя;
· бензина.
Если кузов будет окрашиваться целиком – по возможности желательно демонтировать пластиковые компоненты. Это касается в первую очередь бамперов, решетки радиатора, антенны. Нередко на автомобилях установлены противоударные арки – по возможности их также желательно удалить.
Предварительная зачистка дефектов
Подготовка авто к покраске своими руками подразумевает удаление дефектов:
· сколов;
· очагов коррозии.
С последними важно быть особенно осторожными. Нередко даже небольшая рыжая точка является сквозной. Подобные очаги чаще всего поражают пороги, нижнюю часть дверей. Чтобы не пропустить даже малозаметный дефект – желательно расположить автомобиль для осмотра на хорошо освещенной площадке. В идеале – на улице, в яркий солнечный день. Причем крупные дефекты (вмятины, глубокие трещины) стоит пометить цветным мелом.
Рисунок 2. Шлифовальные круги
Далее отмеченные места необходимо будет обработать наждачкой следующих номеров (поочередно, маркировка указана по новому стандарту – ISO 6344):
· Р80 или Р100 – позволяет сгладить мелкие неровности;
· Р120 или Р180 – используется для подготовки к процедуры грунтования;
· Р400 или Р800 – для проведения финишной подготовки.
Осуществлять зачистку можно в ручном режиме либо использовать специальный электрический инструмент. Однако первый способ более предпочтителен. Особенно если выполняется покраска авто баллончиком своими руками не целиком, а отдельных элементов. Например, если присутствуют трещины краски на крыле, либо на бампере. Ручная обработка позволяет добиться отличного контроля над процессом шлифовки.
Рисунок 3. Шлифовка вручную, специальным бруском
Выравнивание дефектов при помощи автомобильной малярной шпатлевки
Требуется обязательно удалить вмятины при наличии. Причем далеко не всегда это возможно. Можно использовать специальные выравнивающие составы. Для этого потребуется заранее подготовить:
· полиэфирную синтетическую автошпатлевку;
· металлические, резиновые шпатели.
Ширина последних обязательно должна соответствовать ширине поврежденной детали. Хорошим решением является финишная шпатлевка – она является мелкозернистой, работать таковой проще всего. Инструкция по использованию состава присутствует на банке, упаковке. Обычно для начала работы шпатлевку нужно размешать с отвердителем – таковой идет в комплекте.
Обычно продолжительность затвердевания шпатлевки составляет не более 30 минут при температуре от 20 градусов Цельсия. После затвердевания необходимо будет обязательно проконтролировать состояние рукой. Открытой ладонью нужно провести по кузову – это позволит определить наличие либо отсутствие перепадов высот до 0,03 мм.
Завершающий этап подготовки
Завершающий этап подразумевает использование малярного скотча и бумаги (это могут быть газеты, другое). Закрываются места, не подлежащие обработке. Финальный шаг – использование наждачной бумаги Р1200 или Р1500. Высоту уступа между окрашиваемыми и не окрашиваемыми частями кузова желательно оставлять величиной 0,02 мм.
Рисунок 4. Маркировка, разновидности наждачной бумаги
Существует ряд рекомендаций, которые следует учитывать перед началом выполнения работ:
· важно использовать респиратор, помещение должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией;
· компрессор (если таковой будет использоваться) желательно будет разместить вне помещения;
· не допускается курить в помещении.
Важно помнить: уайт-спирит, бензин, другие вещества, используемые для обработки кузова автомобиля, токсичным для человека в большом количестве. Потому длительное нахождение в боксе может стать причиной отравления. Необходимо соблюдать меры безопасности. Горючие вещества, распыленные в воздухе, станут причиной пожара.
Важно заранее обзавестись огнетушителями, не допускать курения внутри гаража либо иного помещения, где осуществляется работа. По этой же причине рекомендуется располагать компрессор вне гаража. Пошаговая покраска авто своими руками требует хорошей теоретической подготовки.
Использование аэрозольного баллончика
Основное, самое важное отличие данного метода: при использовании обычного баллончика сохнет она обычно в 2-3 раза дольше. Работы необходимо проводить с учетом рекомендаций производителя. Минимальная допустима температура для работы - 10 градусов Цельсия. При этом оптимальная температура - +20 градусов Цельсия.
Необходимо заранее определиться на каком расстоянии будет располагаться баллончик при проведении ЛКП. Оптимальное расстояние от кузова – 25 см. Основные моменты:
· важно соблюдать одинаковую дистанцию на протяжении всего окрашивания;
· дюза баллончика должна быть под углом 90 градусов к поверхности.
Рисунок 5. Расположение дюзы относительно плоскости кузова
Основное правило – при распылении все капли должны сливаться, формировать единый слой. Перед началом желательно потренироваться – прежде чем приступить к обработке автомобиля. Например, на металле ворот гаража. Это позволит убедиться в соответствии цвета, определить оптимальное расстояние до поверхности. Если все сделать правильно – покрытие кузова должно получиться ровное, без подтеков.
Стоит помнить – состав внутри баллона разводится большим количеством растворителя. Причина проста – состав не должен быть густой, в противном случае возникнут проблемы с распылением. В этом кроется причина слабой укрывистости. Чтобы закрасить ремонтируемую область, добиться нужного цвета необходимо нанести одновременно несколько слоев. Это позволит также избежать появления подтеков.
Ещё одно важное правило – начинать/заканчивать распыление необходимо за пределами области (нажимать/отпускать кнопку распыления). Это позволит избежать типичных ошибок новичков:
· поверхность будет контактировать со сформированным факелом;
· пятна при начале работы будут отсутствовать.
Покрытие должно осуществляться несколькими рядами. Они должны перекрывать друг друга на ширину 50-75%. Важно выбрать правильный режим работы:
· при чрезмерно быстром распылении ровный слой просто не успеет сформироваться;
· при медленно распылении образуется подтек.
Алгоритм нанесения аэрозольным баллончиком включает следующие основные этапы:
1. наносим тонкий слой на поверхность детали – он должен обязательно просвечиваться (наносится быстро, допускается некоторая беспорядочность);
2. через 20-30 минут, когда первый слой хорошо просохнет, можно наносить 2 и последующие слои (проходы должны быть перекрыты на 50%);
3. нанося последний слой нужно немного замедлить движение руки – это позволит сделать поверхность высохшей краски максимально гладкой, глянцевой.
Нанесение краски на подготовленную поверхность краскопультом
Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с нюансами процедуры. Существуют важные отличия между процедурой с использования аэрозольного баллончика и специального пистолета, подключенного к компрессору. Изучение пошаговой инструкции по покраске авто своими руками позволит не допустить типичных ошибок. Основные правила использования краскопульта:
· как и аэрозольный баллончик, пистолет следует держать под углом 90 градусов к окрашиваемой поверхности;
· наклонять факел допускается лишь в исключительных случаях – если требуется закраска торцов, колесных арок, других сложных мест.
Рисунок 6. Как можно держать пульверизатор
Оптимальное расстояние между поверхностью автомобиля и соплом пульверизатора – 15-20 см. Можно обойтись без линейки. Например, ширина ладони со сжатыми пальцами среднестатистического взрослого мужчина составляет 12 см. Ширина с растопыренными – 20 см. При выборе подходящего расстояния нужно обязательно учитывать:
· вязкость используемой краски;
· тип выбранного пистолета;
· настройки самого пульверизатора, давления подаваемого компрессором.
Рисунок 7. Как определить расстояние на глаз
Типичная ошибка новичков при использовании пистолета – слишком близкое расположение к поверхности. Концентрация краски увеличивается, возникает «шагрень». Для обозначения эффекта используется также термин «апельсиновая корка». Ещё одно следствие слишком малого расстояния – появление подтеков.
Рисунок 8. Расстояние от сопла для окрашиваемой поверхности
Хорошее решение – ознакомиться инструкцией покраски авто своими руками заранее. Расположение пистолета относительно поверхности схоже с обычным баллончиком. На рисунке ниже рассмотрены правильные/неправильные позиции.
Рисунок 9. Правильные и неправильные позиции краскопульта
Скорость движения краскопульта в вертикальной, горизонтальной плоскости должна составлять не более 0,5 м/с. Обычно проход от одного края детали до другого занимает 2 с. Причем скорость прохода напрямую влияет на толщину слоя. Важно учитывать давление, силу подачи краски. Например, если подача смеси велика, то при быстром проходе можно добиться хороших результатов. Необходимо следовать правилам:
· факел нужно перемещать медленно, равномерно, без рывков;
· каждая следующая полоса должна перекрывать предыдущую на 50% ширины;
· необходимо начинать движение до нажатия на курок пистолета;
· каждый следующий проход следует начинать, заканчивать немного в стороне от детали.
В дальнейшем переходы между старой и новой краской можно затереть, нанеся на стык специальный аэрозольный растворитель. Работать следует осторожно, нужно избегать рывков, резких движений. Это позволит добиться ровного слоя, не допустить появления потеков.