Найти в Дзене
Контактный рельс

Что за монотонный гул издают некоторые поезда метро во время стоянки

Речь в данном случае идет о поездах серии 81-717/714, или как их еще называют в народе "номерных" (как на обложке статьи). Именно таких составов, наверное, остается больше всего в системах метро всех городов нашей необъятной Родины, да и на постсоветском пространстве тоже.

Итак, в сознании многих пассажиров, часто пользующихся услугами метро, эти поезда неразделимо связаны с монотонным и откровенно скажем неприятным гулом "уууууууууууу", которые издают поезда во время стоянки на станциях. Почему именно на станциях? Да потому что чаще всего именно там его и можно услышать. Если поезд остановится в тоннеле, то вы обратите внимание, что звук этот исходит от поезда и там.

Состав серии 81-717/714, более известный как "номерной"
Состав серии 81-717/714, более известный как "номерной"

Но я скажу больше - он и во время движения присутствует, а не только при стоянке. Просто когда поезд едет, гул этот заглушается другими звуками, потому то мы его не слышим. А вот если прокатиться не только на более новых, но и даже более старых поездах, скажем серии Ем и Еж, которые еще остались даже в московском метро, можно обратить внимание, что ведут они себя значительно тише. Порой остановившись в тоннеле, сидя в таком поезде, невозможно понять по звуку, сломался он, или исправен, просто потому что звука никакого он не издает вообще, а его стоянка происходит в полнейшей тишине, что даже слышно, как в соседнем тоннеле проезжает встречный поезд.

Ну хорошо, а что же с "номерными"? Неужели им кто-то прикрутил "гуделку" специально, чтоб пассажирам и машинисту веселее было? А ответ лежит на поверхности. А вернее не лежит, а бежит. По контактному рельсу. Все дело в электрическом токе.

На контактном рельсе, с которого поезд "снимает" напряжение, это самое напряжение составляет не много, не мало - 825 вольт. Но ведь большинству устройств и приборов в поезде такого напряжения просто не нужно. Например, схемам управления вагона, надо всего 80 вольт, а лампочкам, делающим поездку по тоннелю более светлой и жизнерадостной - 220. Но у нас изначально нет ни 80, ни 220. Есть только 825. Значит эти 825, надо преобразовать сначала в 80, а потом в 220.

На поездах старых серий, этим занимались различные преобразователи и иже с ними. Но в конструкции "номерных", решили все это упростить и упорядочить, и запихнули в один блок, который обозвали "Блоком Питания Собственных Нужд", или сокращенно БПСН (модель БПН-5У-2М). Вот эта самая модель, такой неприятный звук и издает, как оказалось.

Гул издаваемый БПСН:

Однако стоит заметить, что в последнее время, "номерные" стали вести себя значительно тише, а на многих из них гул БПСН куда-то пропал. Все потому что шумные БПСН на них, начали заменять на более современные и тихие БПН-115. Так что тот самый звук, который стал прочно ассоциироваться у многих пассажиров с метрополитеном, стремительными шагами уходит в историю.