ESP – механизм стабилизации, входящий в состав активной системы безопасности автомобильного транспорта, наряду с устройствами EBD, ABS, ASR и EDC. Он призван предотвращать занос автомобиля на дороге при движении по скользкой поверхности. Эта система встроена во все модельные ряды автомобилей, производимые компаниями Nissan, Honda, Hyundai, Toyota, Volvo, JLR и BMW. С 2014 г. большинство государств Евросоюза приняли законопроекты, обязывающие национальных автопроизводителей оснащать всю свою продукцию механизмом ESP.
Устройство
Главным элементом в конструкции системы ESP является электронный контроллер. Этот прибор состоит из датчиков, измеряющих величину углового ускорения, измерителей вращения для задних и передних колес, а также определителя положения руля авто. Электронный контроллер предназначен для управления клапанами тормозных гидроцилиндров, связанных с цилиндрами мотора. Механизм ESP непосредственно связан с антиблокировочной системой ABS, к которой передаются данные о скорости вращения колес авто. Из-за того, что система стабилизации машины состоит из большого количества связанных элементов и имеет сложную комплектацию, она не устанавливается в большей части бюджетных автомобилей.
Принцип действия
Механизм ESP автоматически активируется во время начала движения авто. Он продолжает функционировать во время езды с постоянной скоростью, при разгоне и торможении. Датчики пересылают результаты измерений углового ускорения к электронному контроллеру. Прибор сравнивает исходные значения с эталонными, которые прописаны в его программе. При обнаружении дефектов или отклонений от номинальной величины, контроллер вмешивается в процесс управления и стабилизирует положение авто. В противном случае, слишком высокий угол ускорения может привести к заносу, что представляет угрозу для жизни пассажиров и водителя транспортного средства.
Дополнительные данные электронный контроллер приобретает от сенсоров и датчиков, определяющих положение рулевого колеса машины. Стабилизация происходит при помощи электромагнитных клапанов, передающих информацию к тормозным гидроцилиндрам. Система ESP уменьшает подачу горючего, чтобы уменьшить величину крутящегося момента. Автомобиль снижает скорость и начинает стабилизироваться. Таким образом, механизм полностью берет на себя задачу по вхождению в поворот. Во время этого процесса взаимодействует устройство ABS, равномерно распределяющее тормозные усилия автомобильного транспорта.
Преимущества и недостатки
Механизм ESP в значительной степени повышает безопасность во время движения машины. Ее перманентная работа предоставляет неопытным водителям возможность правильно входить в поворот, предотвращая возникновение заносов. В современных комплектациях автомобилей данный механизм представлен электронными датчиками и сенсорами, которые способны быстро реагировать на изменения углового ускорения автомобиля.
Тем не менее механизм ESP является молодыми изобретением, поэтому он обладает небольшим количеством недостатков:
Работа датчиков зависима от погодных условий. Если дорога покрыта слоем снега, то сенсоры не смогут корректно определить значения углового ускорения, что приведет к сбою в работе системы.
Механизм не может работать в автомобилях с передним приводом.
Электроника системы ESP не сможет стабилизировать авто, если на его колесах установлены шины разной размерности.
В некоторых ситуациях механизм стабилизации обладает низким КПД. Опытные водители при вхождении в поворот предпочитают использовать метод повышения крутящегося момента, который сложен в исполнении, но может более эффективно стабилизировать положение авто.
Читайте также: множество интересного материала в нашем автомобильном web-журнале https://drivepulse.ru