Из цикла "Русская Арктика – история подвига!"
Считается, что впервые в Арктике самолёт появился в 1914 году. Это был гидроплан «Морис Фарман» с двигателем «Рено» мощностью в 70 лошадиных сил. На нём российский авиатор Иван Иосифович Нагурский совершил пять разведывательных полётов в поисках пропавших российских экспедиций Г.Я. Седова, Г.Л. Брусилова и В.А. Русанова.
Через десять лет в арктическом небе вновь появился самолет "Юнкерс", который пилотировал российский пилот Борис Григорьевич Чухновский.
И уже в 1924 году, несмотря на разруху в стране после гражданской войны, в Арктике начались регулярные полеты. В малочисленный отряд первых советских полярных летчиков входили М.С. Бабушкин, А.И. Томашевский, Б.Г. Чухновский, позже к ним присоединились И.И. Черевичный, В.И. Аккуратов, И.П. Мазурук.
По воспоминаниям известного полярного пилота М.В. Водопьянова, их работа была чрезвычайно трудной и опасной. Не существовало никаких специальных инструкций по полетам, не было ни радио, ни пеленгаторов, ни спасательных средств. Кабины самолётов были открытыми, и температура в них была такая же, как за бортом. Только чтобы запустить маломощный двигатель, воду и масло приходилось заранее подогревать и вылетать только в редкую хорошую погоду. Любой непредвиденный случай мог обернуться трагедией.
В январе 1931 года было организовано Управление воздушных линий Северного края. Полярными летчиками Б.Г. Чухновским, М.С. Бабушкиным, Ф. Б. Фарихом, М. В. Водопьяновым начали осуществляться регулярные полеты в отдаленные пункты европейского Заполярья.Уже в 1933 году были созданы первые в мире авиабазы для обеспечения регулярных арктических полетов на Чукотском полуострове на мысе Северном острова Шмидта, на мысе Челюскина и на Земле Франца-Иосифа. Авиаторы перешли к систематической разведке и проводке судов во льдах.
Уже в 1930 году Чухновский писал в своём докладе: «Вся разведка льдов в Карском море, необходимая для проводки 46 торговых судов, была сделана самолётами». Тогда для ледовой разведки купили у германской фирмы «Дорнье Валь» две летающие лодки и назвали их «Комсеверпуть–1» и «Комсеверпуть –2», исправив позже на более простые: «Н – 1» и «Н – 2». Их пилотировали прославленные полярные лётчики: А.Д. Алексеев, М.И. Козлов, В.М. Молоков.
Гидроавиация обеспечивала проводки норильских караванов в Карском море, связь между посёлками Таймыра, оказывала помощь различным научным экспедициям.
Полярные летчики приобрели богатейший опыт весной 1934 года во время спасательной операции экспедиции парохода «Челюскин». Благодаря их героическим усилиям люди были спасены и 20 апреля 1934 года в стране появились первые Герои Советского Союза: пилоты А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин.
В 1935 году полярная авиация получила отечественные самолеты Туполева МП-6. На них летчики В.Н. Задков, Я.С. Липп, В.М. Махоткин, И.И. Черевичный осваивали основные заполярные авиационные маршруты: Красноярск — Дудинка — Диксон, Тюмень — Обдорск, Дудинка — Якутск — бухта Тикси, Нюрба — Якутск, Тура — Туруханск.
В 1936 году на гидросамолете «Дорнье-Валь» с номером «СССР Н-2» лётчик В.С. Молоков совершил знаменательный полет по всему маршруту Северного морского пути от бухты Провидения до Архангельска.
Продолжение следует... Автор: Владлен Дорофеев
Другие публикации автора из цикла «Русская Арктика – история подвига!»:
Прослушать воспоминания полярников можно на сайте Российского государственного архива фонодокументов в наших совместных интернет-проектах: "Великая Отечественная война в Арктике" http://ргафд.рф/russkaya-arktika-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-arktike , «Героическая эпопея спасения челюскинцев»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-geroicheskaya-epopeya-spaseniya-chelyuskincev , «Освоение северного морского пути»: http://xn--80afe9bwa.xn--p1ai/russkaya-arktika-osvoenie-severnogo-morskogo-puti
Фотоматериал использован из архива автора и свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Спасибо за внимание!