Продолжаем рассказ о необычных грузовиках и автобусах, которые строили в советское время на авторемонтном заводе в Тарту. Ссылки на предыдущие части статьи можно найти в самом низу страницы.
Текст: Николай Марков, Тарво Пуусепп
В 1968 году, когда на производстве еще сохранялись фургоны семейства ТА-942А на шасси ГАЗ-53А, завод начал готовить им замену, экспериментируя с созданием нового, более технологичного кузова. Первой такой пробной машиной стал грузопассажирский автобус ТА-23. Он предназначался для доставки белья и одежды от пунктов приема до химчистки и обратно, а в свободное время – для экскурсионных или служебных поездок с 20 пассажирами на борту.
В следующем, 1969 году, построили второй вариант – ТА-23-2. Его кузов теперь был унифицирован с новыми фургонами серии ТА-9Е2 (на шасси ГАЗ-51А), получив такую же ступенчатую линию крыши. Подобная унификация позволяла быстрее освоить серийное производство. Но специальная комиссия из Министерства автотранспорта и шоссейных дорог ЭССР «зарубила» проект в связи с ограниченными производственными возможностями тартуского предприятия.
После этого к разработке новой техники на шасси ГАЗ-53А в Тарту вернулись лишь спустя десятилетие: в 1978 году на испытания вышел экспериментальный изотермический фургон ТА-29 настоящей полукапотной компоновки. Он отличался массивной 3-местной кабиной, традиционно выполненной заподлицо с 14,3-кубовым грузовым отделением – таким же, как у серийного фургона ТА-943Н. Свесы рамы у базового шасси подверглись удлинению на 415 мм спереди и 60 мм сзади, а размер колесной базы остался штатным – 3700 мм. Изменения в ходовой части ограничились установкой 4 гидравлических амортизаторов на заднем мосту.
В 1979 году построили еще два опытных экземпляра, по отношению к которым параллельно со внутризаводским обозначением ТА-29 начали использовать и отраслевой индекс ТА-3760. Дизайн передка на этих машинах в очередной раз изменили. При собственной массе 4270 кг ТА-29/3760 мог перевезти 3100 кг замороженных продуктов.
Для проведения заводских испытаний в 1980 году изготовили еще несколько опытных образцов фургонов в новом облике. В их числе были и новые модификации: ТА-3761 для перевозки хлебобулочных изделий с более низким кузовом, аналогичным устанавливаемому на ТА-943А, а также ТА-3763 с грузоподъемным бортом С-5А-01 для перевозки контейнеров типа К-2.
Параллельно с доводкой машин серии ТА-3760 в промзоне Ропка шло строительство новых цехов, в которых и планировалось новое семейство. В 1981 году большинство подготовительных работ было завершено, что позволило приступить к изготовлению первых опытно-промышленных партий «полукапотников» для отладки технологических процессов конвейерного производства (ТА-3760 за этот год разошелся тиражом 145 шт., ТА-3761 – 46 шт., ТА-3763 – 14 шт.).
А в 1982 году производство машин семейства «3760» превратилось из эпизодического в поточное, благодаря чему объемы их выпуска выросли сразу втрое: продуктовых фургонов изготовили 411 шт., хлебных – 170 шт., контейнеровозов – 39 шт.
Помимо этого, с 1982 года небольшими партиями (по 20 экземпляров в год) начали делать фургоны для перевозки молока ТА-37601, аналогичные по конструкции ТА-943Н3 (опытный образец обозначался как ТА-30). Машины из семейства «3760» первого поколения производились вплоть до 1987 года, поменяв в процессе выпуска модель базового шасси с ГАЗ-53А на ГАЗ-53-12.
Продолжение следует! Рассказы о других, более ранних автомобилях тартуского производства смотрите по ссылкам:
1) Автобусы ТА-6
2) Фургоны серии ТА-9
3) Фургоны серии ТА-9А
4) Фургоны серии ТА-9А2
5) Фургоны серии ТА-943
6) Фургоны серии ТА-942