Для многих ответ будет очевиден, но всё же попробуем разобраться какие преимущества даёт автомат для различных типов поверхности.
Для начала стоит зделать ремарку, автомат должен быть изначально надёжным, способным выдержать длительные нагрузки. Хорошо для этих целей подходит 4-х ступенчатые коробки японской фирмы Aisin. Эит коробки можно встретить на автомобилях Toyota, Mitsubishi, Suzuki, Isuzu и тд. Такие автоматы часто выхаживают весь срок службы автомобиля, даже при внедорожной эксплуатации, требуя минимального обслуживания.
На равнинных участках и болотах различия часто невилируются. Тут почти без разницы АКПП или МКПП, но как только начинается снег, горы, камни и тд. - разница становится ощутима.
Итак различия типов коробок:
1. Автомат даёт очень хорошее понижение на околонулевых скоростях. В ситуациях когда нужно очень медленно маневрировать и аккуратно тронутся автомат позволяет сделать это плавно, чётко дозируя усилие на колесах, без привязки к обортам двигателя. На механической коробке скорость автомобиля привязанна к оборотам двигателя, без дополнительного понижения в редукторах часто не возможно двигаться на околонулевых скоростях, обороты двигателя очень малы, даже через частично выжатое сцепление.
2. Автомат сохраняет ресурс двигателя и ходовой. Опять же при езде на малых скоростях на автомате обороты двигателя выше, меньше масляное голодание деталей двигателя под нагрузкой. Автомат не даст двигателю двигатся в гору на недостаточных для него оборотах, даже если скорость 0,5 км/ч. Плюс к этому отсутствуют ударные нагрузки на трансмиссию, их сглаживает гидротрансформатор.
3. Двигатель с АКПП не заглохнет и не намокнет сцепление от длительного пребывания в воде (да, бывают случаии когда машина побуксовав в воде, после не может тронутся).
4. На автомате нет потери передачи крутящего момента при переключениии передачь. Это большая помощь при езде в подъём с ямами и неровностями, когда необходимо поддерживать какую-то минимальную скорость, а в некоторых местах набрать скорость. Если подъём достаточно крутой и неровный, то сложно переключать туда сюда МКПП под нагрузкой без потери тяги. Как показывает практика в некоторых ситуациях это бывает и невозможно.
5. Раскачка. Автомат даёт возможность аккуратно дозируя тягу раскачать машину на очень ограниченном участке, вплот до 1см. Особенно это проявляется на подъёме, например в глубоком снегу. Можно на околонулевых скоростях заехать в подъём в раскачку не сорвав наст. Причём без ущерба двигателю. На маханике это сделать сильно сложнее без понижения понижения в редукторах. Был случай, когда сорвав наст на снежном подъёме колега на МКПП был вынужден помогать себе стартером что б тронутся в подъём не накопав ям.
6. Большие колёса. Тут опять же проявляет с хорошей стороны себя АКПП. Чем больше колёса - тем тяжелее двигателю. Управление машиной, особено со слабым мотором (например Suzuki Jimny с мотором 0,7 и на 31-й резине) превращается в постоянную работу со сцеплением. На автомате машина обладает ровной тягой на низах, просто на более высоких оборотах, позволяет не поддерживать минимальную скорость.
7. Управляемость. АКПП даёт полное управление машиной без оглядки, на выбор передачи, обороты двигателя и сцепление.
Есть конечно и минусы (куда же без них). Автомат греется, решается установкой дополнительного радиатора, но тем не менее проблемы с нагревом всё равно есть.
Механика выходит на "глиссер". Это актуально для песчаного пляжа и некоторых снежных ситуаций. По зыбучему песку уже не пронесёшься с ветерком. МКПП в этом плане позволяет набрать скорость, автомат не даёт переключится.
Маханику можно завести с "толкача". Когда случается проблема со стартером - то это проблема на АКПП.
Спасибо всем, кто дочитал!).