Найти в Дзене
Гараж Автоклассика

Грузовой фургон, который не продавали советским гражданам. Москвич-430

«Москвич» в нашей стране – машина до сих пор хорошо известная. Те, у кого был «Москвич» в основном о нем тепло отзываются, а у кого не было, как правило, его ругают. В основном это касается моделей 2140 и 2141, но кто сходу, не глядя на фото, вспомнит о 430-й модели, довольно редком грузовом универсале Московского автозавода?

Лично я, например, такую машину видел всего один раз, в начале 1990-х, на одном из рынков провинциального городка на Донбассе, и до си пор не уверен, что там был именно 430-й, а не переделанный в грузовой универсал пассажирский «Москвич-423».

Проблема отсутствия малотоннажного развозного транспорта в 1950-х стояла в СССР очень остро, «Буратино», а базе 401-й модели не были недолговечными машинами, им срочно требовалась замена. «Москвич» второго поколения подавал большие надежды, был простым, и разумеется, новый развозной фургон решили строить на его базе.

Так выглядел первый опытный образец, построенный на базе 402-й модели.

-2

Выглядит очень гармонично, на мой взгляд. Эта машина под индексом «402-428» была в единственном экземпляре изготовлена в 1956 году.

-3

В отличие от предшественника, о котором у меня была публикация ранее, у этой машины кузов был цельнометаллическим.

Задняя дверь сделана распашной, унифицированной с универсалом 423-й модели, открывалась так же, влево, что довольно удобно.

-4

Передняя дверь водителя и пассажира тоже взаимозаменяемы с обычным «Москвичом» второго поколения. А вот задняя часть была оригинальной, но, увы, в таком виде в серию машина не пошла.

Выпуску долгожданного «Москвич-430» предшествовали многочисленные согласования в профильных ведомствах, несмотря на полученное «добро» на выпуск от самого главного на тот момент человека в стране, Н.С.Хрущева, сказавшего руководству МЗМА, что если нужна эта машина стране, значит выпускайте её.

-5

В результате долгих бюрократических проволочек появилось требование к грузовому универсалу – максимальная унификация по кузовным деталям с обычными седанами и пассажирским универсалом модели 423.

С одной стороны, вроде бы не требовались новые штамбы боковин задней части кузова. С другой стороны, количество технологических операций увеличивалось, и получалось, что никакой экономии из-за формальной унификации и не было.

-6

С момента изготовления первого прототипа и до момента начала производства прошло почти два года, выпуск «Москвич-430» начался в третьем квартале 1958 года. Машина шла уже с верхнеклапанным двигателем.

-7

До конца года успели собрать около 700 экземпляров, на следующий год – не намного больше, и лишь в 1960-м решились дать грузовому универсалу более приемлемый для него вид, без явно просматривавшихся «заглушек» задних дверей. Впрочем, нижняя часть по-прежнему была деталью ввариваемой, была даже штамповка под дверную ручку, а задние крылья были съемными.

-8

В случае с крыльями это был скорее плюс. В случае деформаций их можно было просто снимать и рихтовать.

В СССР такие универсалы-фургоны в свободную продажу не поставлялись, партия считала, что советским гражданам коммерческий автомобиль ни к чему. Впрочем, при полном отсутствии индивидуального предпринимательства, так оно и было, по большому счету. А вот на экспорт эти машины шли хорошо.

-9

В странах Европы «Москвич-430» и его модернизированный вариант на базе 403-й модели, называвшийся «Москвич-432» пользовались вполне заслуженной популярностью. Машинка была простая, неприхотливая, и несмотря на паспортную грузоподъемность в 250 кг спокойно везла на сотню килограмм больше груза, без каких либо для себя последствий.

После списания с госслужбы, часть этих машин всё же попали в частные руки, так как уже не считались коммерческим транспортом, и их могли регистрировать частные лица. Именно поэтому единичные экземпляры «Москвич-430» уцелели до наших дней.

-10

Кстати, обычный пассажирский универсал за все годы производства так и не претерпел никаких изменений в дизайне, в отличие от грузовой вариации. Я думаю, причиной тому – открывавшиеся задние двери, они ведь были от обычного седана, и в этом случае, унификация с ним действительно имела смысл, хоть и в ущерб внешнему виду машины.

Еще по теме: московский фургон по прозвищу "Буратино"

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Авто
5,66 млн интересуются