Сегодня автомобиль не является роскошью: машина есть практически в каждой семье, а права можно получить еще будучи школьником.
Это происходит даже несмотря на весьма немаленькие цены на новые автомобили в России. За новую Ладу Весту просят от 575.000 рублей, за Шкоду Октавию - от 1.110.000 рублей, стоимость новой Тойоты Камри начинается с 1.570.000 рублей, а Мерседес-Бенц Е-класса обойдется в 3 млн. руб. и более.
В данной статье я попытался собрать сохранившуюся информацию о ценах на советские автомобили 1946-1965 годов (сталинский и хрущевский периоды) и пересчитать эти цены на нынешние российские рубли. Вы можете "примерить" эти цены на свою текущую зарплату и выбрать себе автомобиль, который вы могли бы себе позволить, живя в те годы.
Конечно, исследование не претендует на абсолютную достоверность: нет никакого объективного коэффициента для перевода советских рублей в российские. Пересчет производился на основе статистики средних зарплат с учетом цен на продовольственные товары (хлеб, молоко, водка и т.п.) в СССР в соответствующие годы.
Представительский класс
Как известно, машину представительского класса в СССР за деньги купить было нельзя. Длинные "Чайки" и лимузины ЗИЛ выдавались людям, занимающим определенные должности, - и не более того. Но все же была одна "большая" машина, которая некоторое время находилась в свободной продаже в послевоенные годы.
Речь идет о лимузине ГАЗ-12 "ЗИМ", который создавался как "большая Победа", а впоследствии стал предшественником легендарной "Чайки" ГАЗ-13.
Конечно, автомобиль стоил дорого - 40.000 послевоенных советских рублей. В пересчете на наши рубли получается 2.900.000 - не мало, но и не слишком много за большой комфортабельный лимузин.
Впрочем, советский человек имел возможность прокатиться на такой машине за меньшие деньги и даже бесплатно: "ЗИМы" работали в такси, а также в качестве карет "скорой помощи".
Средний класс
Средний класс автомобилей (нынешний E-класс) в послевоенные годы в СССР был представлен автомобилями "Победа" и "Волга".
На "Победу" в процессе производства цена сильно колебалась (в пределах 16.000-25.000 советских рублей). Переводим сохранившиеся данные о ценах по годам, "усредняем" и получаем: 1.150.000 нынешних рублей. И это действительно дешево, ведь современными одноклассниками "Победы" являются Volkswagen Passat, Ford Mondeo и Toyota Camry.
Однако нужно признать, что "Волга", сменившая на конвейере "Победу" уже в 1957 году, стоила значительно дороже. В процессе производства цены на разные поколения "Волги" ГАЗ-21 менялись несильно: ГАЗ-М21В (1957) - 2.600.000 нынешних рублей, ГАЗ-М21И (1959) - 2.800.000 рублей, ГАЗ-21Р (1965) - 2.550.000 - колебания укладываются в пределы погрешности пересчета цен.
Малый класс
За 20 послевоенных лет на конвейере сменилось множество моделей "Москвичей" (двух поколений): Москвич-400, 401, 402, 407, 403.
Малолитражки стоили примерно в два раза меньше своих "старших братьев" - "Побед" и "Волг". При этом цены на "Москвичи" постоянно росли. Если первое поколение в переводе на нынешние рубли стоило 500-600 тысяч, то за последние машины второго поколения просили втрое дороже. Инфляция?
Особо малый класс
Не хватает денег на стремительно дорожающий "Москвич"? Не беда! Есть же советский "народный автомобиль" - Запорожец. И пускай, Хрущев обозвал это произведение инженерной мысли "консервной банкой", более 320.000 "Запорожцев" первого поколения успешно эксплуатировалось в течение многих лет.
Хотя даже за ЗАЗ-965 пришлось бы отдать 900.000 нынешних рублей - многовато.
Мотоциклы
В СССР мотоциклы (особенно, с коляской) рассматривались в качестве дешевой альтернативы автомобилям. Попробуем разобраться, действительно ли они стоили дешево.
Мотоцикл с коляской можно было приобрести от 350.000 (Иж-Юпитер) до 400.000 (Урал) нынешних рублей - это более чем в два раза дешевле "Запорожца".
Однако мотоциклы без коляски стоили ненамного дешевле: от 200.000 за К-175 (предшественник "Восхода") до 250.000 нынешних рублей за Иж-56 (предшественник "Планеты").
А какое транспортное средство из представленных смогли бы позволить себе вы?