Аудиоверсия текста в "Подкастах ВК" (ссылка кликабельна)
В Древней Греции на стене храма Аполлона в Дельфах был начертан величайший этический принцип нашей цивилизации – «Познай себя». С тех пор он повторялся на разные лады в тысячах мест и слетал со многих уст, однако те, кто повторяют эти слова, увы, редко находят нужным предложить какие бы то ни было пояснения. Мы инстинктивно ощущаем глубокомысленность призыва к самопознанию и сознаём важность названного процесса, но какой прок в столь очевидно общем принципе, если он не развёрнут, не детализирован? В нём задаётся направление, но в практических целях нам требуется карта, пускай даже грубая. Что именно в себе необходимо познать? Для чего это нужно? И – самое главное – каковы конкретные способы этого добиться?
Первым шагом на этом пути является, впрочем, вовсе не попытка получить ответ на вопрос, что мы представляем собой как индивиды. Прежде этого требуется пролить свет на ту общечеловеческую природу, что составляет основу нашей личности и которую мы все разделяем как представители вида homo sapiens. Подобная очередность совсем не случайна, ведь роднящее нас с другими людьми безмерно больше и значительнее всяких различий. У нас две руки и две ноги, по жилам нашим струится одна кровь, тела состоят из тех же органов, а геномы наши совпадают на 99.9%. Первейшие принципы здоровья и причины болезни, источники удовольствия и страдания, потребности и желания, условия счастья, развития и продуктивности – всё это с небольшими индивидуальными поправками у нас общее, видовое. Именно данное сходство и делает возможным существование медицины, психологии и философии, всех наук о человеке. Наша психика состоит из столь же идентичного набора шестеренок и винтиков, и подчиняются они единой механике – строгому, пускай и замысловатому, своду правил. Вследствие этого, наиболее фундаментальные истины и глубокие прозрения в нашу с вами природу будут равно справедливы и для наших ближних, и как раз их требуется вскрыть в первую очередь.
Конечно, различия между людьми значимы и очевидны. Связаны они тем не менее не с качественным различием нашего внутреннего устройства, а с различной степенью проявления тех же самых признаков. Можно представить себе человеческое «Я» как приборную панель с огромным количеством ползунков, наподобие тех, что регулируют громкость звука. Одни определяют нашу склонность к положительным или негативным эмоциям, устанавливают силу и характер реакции на угрозу, на расхождение ожидаемого и действительного. Если они выкручены у вас на максимум, на одну единицу опасности или неопределенности вы – в отличие от более эмоционально стабильного индивида – реагируете, условно говоря, тремя единицами стресса. Другие отвечают за агрессивность и состязательность с одной стороны и склонность к сотрудничеству, сочувствию и эмпатии – с другой. Третьи задают приоритетные интересы, способности и виды деятельности, четвертые упорядоченность, организованность, трудолюбие, креативность – и так далее.
Некоторые из этих ползунков могут быть изменены гормонально и медикаментозно, некоторые сдвигаются под воздействием волевых усилий, образа жизни и окружающей среды. Большинство, однако, остаются на своём месте всю нашу жизнь, претерпевая незначительные флуктуации вверх и вниз. Так, например, сотнями исследований за последние 70 лет было показано, что – строго говоря – невозможно стать умнее (хотя поглупеть, увы, очень даже возможно). Ни один метод, ни одна система за десятки лет упорных экспериментов не показали даже крошечных результатов в повышении IQ, в усилении того, что называется «флюидным интеллектом». Вы можете прорешать тысячу IQ тестов, пройти десятки семинаров и прочитать (или даже написать) библиотеки книг, но ваш процессор останется ровно таким же, что был до этого, – разве что начнет несколько деградировать с возрастом.
Для жизни каждого из нас первостепенной задачей является знание и общечеловеческой природы, и индивидуальной психической конституции (уникального расположения ползунков на приборной панели нашего «Я»). Что касается первой из них, понимание механизмов работы человеческого сознания, условий продуктивности и счастья даёт нам возможность корректно сформулировать основные долгосрочные цели и ценности, выстроить маршрут и расставить приоритеты. Альтернатива честной и критической попытке разобраться в себе – это пребывание в вечном плену у тех, кто сделает это за нас, но вовсе не бескорыстно. Политическая пропаганда, экономическая манипуляция и всяческого рода идеологии (как светские, так и религиозные) всегда стараются убедить нас, что служить им – в наших же высших интересах. Внушение их чаще всего протекает незримо – оно незаметно просачивается из окружающего мира, из средств массовой информации, разговоров друзей и родственников, из книг, фильмов и социальных сетей. Даримая таким образом ясность является, однако, троянским конём. Она делает из нас заложников нелепых и уже многие столетия не обновляемых интеллектуальных предрассудков, которыми начинены массовые системы ценностей и мировоззрения. В них человеку вручается или набор ложных целей и ценностей, уводящих его прочь от его высших интересов, либо неверные карты и ложные маршруты, не ведущие туда, куда обещают. Мы превращаемся в слепых потребителей вовсе не нужных нам материальных и интеллектуальных продуктов, в инструмент чуждых сил, которым нет и не может быть никакого дела до нашего благополучия.
Прояснение глубинной природы человека есть краеугольный камень самопознания, без которого всю постройку ждёт неминуемое обрушение. Вместе с тем здесь нас в первую очередь интересует следующая ступень – попытка пролить свет на тот своеобразный набор склонностей и предрасположенностей, что характеризуют лично нас. Только жизнь, выстроенная с учётом этого своеобразия, может раскрыть свои высшие возможности, и самое важное, в чём надлежит разобраться, это определение основного вида деятельности, сферы творчества для самореализации. Именно это подразумевается, когда речь заходит о нахождении своего «призвания» и «поисках себя». Как исторический опыт, так и научные исследования свидетельствуют – предрасположенность к формам активности вовсе не является романтическим мифом и присутствует в выраженной форме у значительной части людей. Более того, её можно обнаружить не только на индивидуальном, но и на гендерном уровне. Ярчайший пример – тот факт, что мужчины в целом куда более заинтересованы во взаимодействии с предметами и идеями, в то время как женщины – с другими людьми. Что любопытно, судя по всему, такова же ситуация у всех высших приматов. Как показали эксперименты, если детёнышам шимпанзе предлагать различные игрушки, то самцы предпочитают машинки, дубинки и другие предметы, а самки выбирают кукол, повторяющих очертания тел их вида.
Созидание, прогрессивное движение к значимой и амбициозной цели есть живая основа полноценного человеческого существования – они обеспечивают вдохновение, ощущение осмысленности, стимулируют наш личный рост и лежат в основе счастья. Определение предпочтительной формы деятельности и формирование условий для сосредоточенного и беспрепятственного занятия ей является потому первейшим жизненным приоритетом. Можно утверждать, что пока мы не организовали своё личное и социальное существование вокруг избранной формы творчества и не нашли возможность зарабатывать им (в противном случае нам придётся отдавать огромный объём своих сил чему-то второстепенному), остальные задачи носят побочный характер. Но как правильно идентифицировать направление для движения, такое, которое действительно подходит нам ввиду нашей психической конституции?
I. Моменты максимальной осмысленности
Дело это не так трудно, как может представляться, и нам нет нужды заниматься слепым экспериментированием, требуется лишь проявить внимание к самим себе. Когда мы сталкиваемся с чем-то, к чему чувствуем природное тяготение, это вызывает выраженную нейрофизиологическую реакцию – наш мозг отвечает дополнительной выработкой гормонов и нейромедиаторов, важнейшим из которых в данном случае является дофамин. Внимание обостряется и фокусируется, мы испытываем повышенный интерес, возрастает уровень энергии и ощущается умеренный прилив положительных эмоций. Происходит частичное растворение «Я» в объекте внимания, мы погружаемся в нечто внешнее и сливаемся с ним, чувство времени искажается и до некоторой степени утрачивается, происходящее переживается как максимально осмысленное. Всё наше существо сигнализирует – мы находимся как раз там, где и должны быть.
Понаблюдайте за собой в течение дня, недели, месяца, года. Обратите свой взгляд в прошлое. В каких ситуациях, при каких видах созидательной и познавательной деятельности вы чувствовали себя более всего на своём месте? Что чаще всего наполняло вдохновением, энтузиазмом и смыслом и не оставляло чувства вины за потерянное время? Велика вероятность, что это и есть то, что называют высокопарным словом «призвание», или одно из призваний, каковых может быть и несколько (как мы помним, всё зависит от расположения ползунков на пульте управления).
Можно взглянуть на то же явление и с несколько иного ракурса – с точки зрения долговременных интересов. Нам следует вновь обратиться к течению собственной жизни, уделив теперь внимание уже не эмоциям и переживаниям, а собственному сознательному тяготению. Какие интересы проходят через нашу биографию красной нитью? Какие дали о себе знать уже очень рано и оказались наиболее стойкими, какие занятия волновали и побуждали к действию?
Нужно, впрочем, сделать ту оговорку, что не обязательно в подобные моменты духовного подъёма всё было легко, лишено последующих спадов, неудач и разочарований. Они могли быть и должны были быть связаны с напряжением сил, чреваты последующим опустошением. Всякое созидание и приглашение к созиданию энергозатратно, чем и объясняется частое бегство людей от подаваемых им природой сигналов. Сколь бы ни были такие моменты прекрасны, в нас присутствует огромное количество сил торможения. Ответственная за высшие когнитивные процессы и целенаправленную осознанную деятельность префронтальная кора головного мозга занимает около 4-5% от его объёма, однако потребляет очень значительное количество ресурсов. Каждый знает по себе, сколь велик соблазн отвлечься от чего-то сложного на более простое и как скачет наше внимание в подобных ситуациях. Это работают механизмы её торможения, развившиеся в те совсем не далёкие времена, когда доступность калорийной пищи была очень низкой. Наши предки-приматы, ежедневно по 8 часов пережёвывавшие листья в попытках извлечь из них что-то питательное, не могли позволить себе платить по таким счетам. Высшие когнитивные процессы были роскошью, и их требовалось держать в узде. Человеческий мозг поэтому склонен перестраховываться и периодически вжимать ногу в педаль тормоза в процессе усиленной умственной деятельности, всякого прогрессивного движения вообще. Существуют и другие биологические и психосоциальные причины, почему мы постоянно избегаем того, что нам нужнее всего, избегаем напряженного созидания и развития. Как раз в силу названных обстоятельств нам и необходимы при построении собственной жизни волевое и осознанное усилие, которые могли бы преодолеть эту инерцию.
II. Герои и антигерои
Наконец, существует ещё одно вспомогательное средство – необходимо составить список людей века нынешнего и минувшего, к которым мы испытываем наибольшее уважение и восхищение. Что есть между ними общего? Какие качества объединяют их? На каких поприщах они трудились и трудятся? Подробный ответ на эти вопросы и анализ обнаруженных точек пересечения позволит приблизиться к пониманию своего интуитивного, но зачастую имплицитного идеала. Далее, имеет смысл подойти к проблеме и с обратного конца. Какие черты личности, какой образ жизни вызывают и всегда вызывали инстинктивное отторжение, неприязнь, осуждение? Их противоположность укажет на направление, в котором для вас естественнее всего двигаться.
Следует признать, что приведённые способы не безошибочны, и случается, например, что люди не в состоянии различить в рисунке собственной жизни глубокие и очевидные борозды стойкого интереса – найти нечто, за что можно было бы уверенно уцепиться. Всем, однако, время от времени даруются описанные выше моменты духовного подъёма и интенсивной осмысленности, дающие бесценные подсказки, если мы умеем к ним прислушаться. Наконец, полезно провести скрупулёзный анализ жизни и черт других людей, того, что вызывает в нас наибольший положительный или отрицательный отклик – это может многое рассказать человеку о самом себе. Посредством подобной троякой умственной работы мы всегда делаем важные шаги на пути самопознания и выходим на верный след в понимании наиболее подходящей нам жизненной роли.
Instagram // Канал в Telegram // ВК // Поддержать автора