Скоро проводить ТО для своего автомобиля, и хочется поделиться комплексными советами, которые иногда бывают совсем не очевидны, но могут существенно упростить подготовку и саму процедуру ТО. Даже если вы проходите ТО у дилера, это ещё не означает адекватного проведения необходимых работ, и использования тех самых расходников, которые требуются в процессе.
Для многих автовладельцев первым и единственным событием при ТО - это приехать к дилеру. Разберём процедуру: сдать машину менеджеру, который должен отметить текущее состояние машины, выслушать претензии владельца (если они есть), принять сервисную книжку, записать пробег, посмотреть состояние световых приборов, далее он должен закрыть водительское кресло пластиковым чехлом (типа пакетика на всё сиденье), передаются ключи, квитанция (обязательно). В квитанции проверьте кому вы сдаёте машину. Если например вы приехали к дилеру Audi, а сдаёте машину некоему "ТехСервис", то это как минимум забавно, а как максимум заставляет задуматься. Технически вам могут объяснить, что это такая форма хозяйствования, и им так удобнее. Но при судебных разбирательствах удобно будет как раз таки им, а не вам, как клиенту.
Но ладно, предположим, что процедура приёма прошла нормально, далее надо каким-либо образом проследить, что с машиной действительно что-то будут делать. При стандартных действиях у официальных дилеров это выглядит как - слить масло, подождать, поменять фильтры, подождать, залить новое масло, ещё подождать, походить посмотреть непонятно что, ещё подождать, и по истечению нормочасов сдать машинку. Тут конечно можно сказать про горячий двигатель, ждут пока он охладится, и вот это вот всё, но...при тех же всех процедурах проведённых самостоятельно, или в сервисе - время отличается заметно. Проверено уже на нескольких машинах в разных сервисах разных марок. По итогу даже замена свечей у официального дилера один раз была проведена на горячем моторе, с последующими проблемами с резьбой. Но опыт для того и опыт. Ладно. Как минимум вам должно быть выделено место с экранчиком камеры, где будет ваша машина, чтобы вы видели что там происходит. Как максимум - постоять\посидеть в прямой видимости. Нахождение в техзоне обычно запрещено, но тут бывают варианты со стеклянными стенами, кафешками на 2 этаже с обзором техзоны, или же требуется проявить некоторую настойчивость. Особенно если предстоят некоторые процедуры, которые требуют определённого регламента.
Самое главное - это последующая приёмка машины, сервисной книжки, оплата на кассе, и выдача заказ\наряда, с расписыванием проведённых процедур и расходников. Это вот всё требуется сохранять, гарантия на материалы использованные дилером - год. Это в принципе является основным плюсом этих заездов.
А для тех, кто хочет проводить ТО с несколько меньшими затратами, или с бОльшей внимательностью к процессу - стОит самостоятельно купить расходники, и доверить процесс профессионалам, которые уже зарекомендовали себя. Обычно такие всегда есть, или по рекомендациям знакомых, или вы уже туда сами стабильно катаетесь, и знаете. Это уже технический вопрос, главное - не каждая красивая СТО действительно адекватно работает. Работает то в каждом конкретном случае конкретный человек.
Рассмотрим процедуру прохождения ТО от начала до конца, и разберём, что же там происходит.
Как ни странно, расходники нужно покупать заранее. Практически каждую неделю приходится видеть автовладельцев, которые приходят в субботу, и начинают смотреть по наличию различные вещи. Начиная с масла\антифриза, заканчивая фильтрами, прокладками сливной пробки, или другими специфическими вещами. Так делать конечно не стоит.
Вообще весь процесс лучше заранее уточнить. По факту имеется техрегламент различных процедур, которые требуется проводить на различных ТО-1\2\3\4\5\6, и при определённых пробегах. Подробности можно смотреть на форумах определённых марок. Вбиваем в поисковой строке марку, модель, год выпуска, словосочетания - ТО\техрегламент, и смотрим результаты. Таким образом можно найти информацию по буквально каждой машине. Конечно кроме некоторой экзотики, но их владельцы обычно сами по себе в курсе этих вещей, или же они этим вообще не занимаются, так что речь не про них.
Стандартно на каждом ТО меняется масло, масляный фильтр, воздушный фильтр двигателя, воздушный фильтр салона, и прокладка (кольцо) сливной пробки. При посещении ТО у дилера у вас останется заказ наряд с артикулами нужных вам деталей.
Приведу пример регламента ТО для того же Хёндэ Солярис.
Важно. Ваш автомобиль может отличаться от этого варианта. Для уточнения, при заказе расходников вам необходимо предоставить 17 значный VIN номер вашего автомобиля (он указан в СТС - том заламинированном документе, который надо показывать вместе с правами и страховкой по требованиям сотрудников ДПС).
Работы при ТО 1 (15000км)
Замена масла в двигателе. Для моторов 1.4/1.6 потребуется 3,3 литра масла. Рекомендуют заливать 0W-40 Shell Helix, каталожный номер канистры на 4 л. — 550040759. Замена масляного фильтра. Каталожный номер — 2630035503. Замена салонного фильтра. Каталожный номер — 971334L000.
Проверки при ТО 1 и всех последующих:
- проверка состояния ремня привода вспомогательных агрегатов;
-проверка состояния шлангов и соединений системы охлаждения;
-проверка уровня охлаждающей жидкости (ОЖ);
-проверка воздушного фильтра;
-проверка топливного фильтра;
-проверка системы выпуска отработанных газов;
-проверка уровня масла в КПП;
-проверка состояния чехлов ШРУСа;
-проверка ходовой; проверка рулевой системы;
-проверка уровня тормозной жидкости (ТЖ);
-проверка уровня износа тормозных колодок и тормозного диска;
-проверка состояния аккумуляторной батареи;
-проверка и в случае необходимости корректировка фар;
-проверка уровня жидкости ГУР;
-прочистка дренажных отверстий;
-проверка и сказка замков, петлей, защёлок.
Перечень работ при ТО 2 (пробег 30000 км.)
Повтор первого регламентного ТО — замена масла в двигателе, масляного и салонного фильтра. Замена тормозной жидкости. Заправочный объем — 1 литр ТЖ, рекомендуют использовать Mobil1 DOT4. Артикул канистры емкостью 0,5 литра — 150906.
Перечень работ при ТО 3 (пробег 45000 км.)
Повторить регламентные работы ТО 1 — поменять моторное масло, масляный и салонный фильтр. Замена охлаждающей жидкости. Заправочный объем составит не меньше 6 литров ОЖ. Требуется заливать зеленый антифриз Hyundai Long Life Coolant. Каталожный номер упаковки на 4 литра концентрата — 0710000400. Замена воздушного фильтра. Каталожный номер — 281131R100.
Перечень работ при ТО 4 (пробег 60000 км.)
Повторить все пункты ТО 1 и ТО 2 — заменить моторное масло, масляный и салонный фильтры, а также тормозную жидкость. [Замена топливного фильтра. Артикул — 311121R000. Замена свечей зажигания. Артикул — 1885410080.
Перечень работ при ТО 5 (пробег 75000 км.)
Выполнить ТО 1 — поменять моторное масло, масляный и салонный фильтр. Перечень работ при ТО 6 (пробег 90000 км.) Выполнить все пункты ТО 2 и ТО 3: поменять масло в двигателе, масляный, салонный и воздушный фильтры, а также тормозную жидкость и антифриз.
Как вы видите, работы по замене масла, и прочее, рекомендуют делать каждые 15 тысяч км. Но по факту лучше это делать каждые 7-8 тысяч. Сама по себе замена масла с фильтром будет стоить около 4-5 тысяч, а многие проблемы с двигателем будут предотвращены. Уверяю вас, последнее что хочется делать с машиной - это разбираться с проблемами жора масла, непонятных стуков,и всякого такого.
Вместе с этим для долгой жизни коробки передач, в ней тоже надо менять масло каждые 40-60 тыс.км. Даже если производитель заявляет про отсутствие такой необходимости. В механике тоже. Будьте внимательны.
Далее, требуется определиться с маслом, которое вы будете использовать. Для этого желательно открыть инструкцию, там обязательно указано какие именно требуются спецификации и допуски. Тут надо объяснить сам по себе механизм маркировки. Про них обычно вскользь рассказывают в автошколах - но остановимся тут поподробнее. Это во многом обеспечивает отсутствие проблем.
SAE ( например 5W-30) – минимальный и максимальный пределы температур, для которых масло будет сохранять защитные свойства. На канистре оно обозначается специальным сочетанием букв и цифр от 0W (соответствует -35 градусам) до W60 (более 50 градусов по Цельсию). Еще раз обратите внимание, что имеются в виду температуры окружающего атмосферного воздуха, а не моторного масла. Температурные диапазоны по SAE рассчитаны с учетом конструктивных особенностей моторов.
Классификация API показывает, насколько современным является материал, а также обозначает допуск масла к применению на бензиновых и дизельных двигателях (S/C). Классический пример маркировки канистры: SAE 5w40 API SM/CF. В спецификации ACEA учитывается тип и количество используемых присадок моторного масла (моющих, молибденовых и для снижения зольности), располагаемых в алфавитном порядке (A, B, C). Например, Castrol magnatec SAE 5w40 API SM/CF ACEA A3/B3/B4/C3. Цифры 1, 2, 3, 4 указывают на степень совершенства использованных при его создании технологий (4 – новейшие технологии).
Далее ещё есть спецификация ILSAC GF4\5. Что это такое - ILSAC (International Lubricant Standartization and Approval Committee) – это Международный Комитет по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Был создан Американской Ассоциацией Производителей Автомобилей (ААМА) и Японской Ассоциацией Производителей Автомобилей (JAMA) с целью ужесточения требований, предъявляемых к производителям моторных масел для бензиновых двигателей.
В общем из этого надо вынести, что новейшими являются API SN и ILSAC GF5. Они применяются с 2010, и предыдущие API SM и ILSAC GF4 -это с 2004г.
Опять как пример - тот же Солярис 1.6 с двигателем G4FC. На форумах конечно дикие баталии про масло, но приведём общий пример. Допуски SAE 0W-30/0W-40/5W-30/5W-40 , и ILSAC GF4\5.
Отличить по этикетке достаточно просто. В плане допуска проще использовать обычный 5W-30, в варианте с полной синтетикой. Какого именно производителя - это уже другой вопрос. Для отдельного материала. Если хочется - то пишите в комментариях.
Дилеры не всегда используют то масло, которое требуется по спецификациям и допускам. Как ни странно. Иногда это всё упирается в условия каких-то мутных контрактов. Но это опять-таки, другая история. Плюс к этим допускам\спецификациям есть допуски конкретных производителей. Тут скорее речь про ознакомление с форматами разных автопроизводителей.
Mercedes: MB 228.1, MB 228.3, MB 228.31, MB 228.5, MB 228.51, MB 229.1.
BMW: BMW Special Oil, BMW Longlife-98, BMW Longlife-01, BMW Longlife-01 FE.
VW: VW 501.01, VW 502.00, VW 503.00, VW 503.01.
Opel (он же GM, Дженерал Моторс): GM-LL-A-025, GM-LL-B-025.
Ford: WSS-M2C 912A1, WSS-M2C 913A, WSS-M2C 917A .
Fiat: 9.55535-G1, 9.55535-D2, 9.55535-H3.
И так далее. Загляните в инструкцию по эксплуатации и посмотрите. В крайнем случае загляните на форум по вашей машине, и прочитайте что там пишут. В итоге это сводится к чему - для Honda лучше использовать только фирменное масло Honda, для азиатских двигателей ищите значок FOR GASOLINE ENGINES, и по возможности соблюдайте спецификации и допуски. Есть ещё масло от автопроизводителей напрямую, но с ним могут быть нюансы по стоимости и качеству. Самое главное помимо всего этого - при покупке масла требуйте сертификат, или проверяйте дополнительно пин коды\номера голограмм канистр. Сейчас это распространено у многих производителей. Тот же Ravenol, Castrol. По самим по себе канистрам и жестяным банкам отличить очень проблематично, даже имея для сравнения оригинальный образец.
Если хочется ещё более развёрнутый материал про масла - напишите в комментариях.
Далее идёт вопрос по производителям фильтров и прочего.Тут имеются 3 основных варианта - оригинал по артикулу, адекватная по цене замена, и подешевле.
Оригинал - он всегда оригинал, там всё понятно, главное чтобы привезли вариант от официального дилера, а не подделку. По качеству упаковки это иногда заметно, но при заказе через тот же ADEO, или EXIST есть пометка ОД, так что можно быть уверенными, хотя...
Дальнейшая тема про производителей - является сугубо личным выбором. Если хочется развёрнутого материала про производителей - то пишите в комментариях, то что я сейчас пишу - это краткое описание. Производителей различных автозапчастей буквально десятки.
Адекватные производители - это Knecht\Mahle, Mann, Fram. У них чаще всего хорошее качество при адекватной цене. Далее второй эшелон - это Filtron, Champion, BigFilter, Bosch, обычно дешевле, про качество - это отдельная история. Самое главное - оно может быть разным, в зависимости от модели.
Ну и варианты подешевле - это когда на покупке масляного фильтра экономятся 70 рублей, чтобы приобрести непонятного кота в мешке. Но дешевле. Там всё просто. Вбивайте в поиск на сайте оригинальный артикул, и смотрите самые дешёвые варианты. Перекупы так обычно любят делать. Но они могут и стойку амортизатора купить одну, так что выбор за вами.
Свечи - тут основные производители это Denso и NGK.
Антифризы - в России спокойно с завода обычно заливается Coolstream. Снова обязательно смотрите допуски. Доливать красный к красному, зелёный к зелёному, и долго кататься - это не получится. Если антифриз доливаете - то нахождение проблемы может вам сэкономить капитальный ремонт двигателя.
Ремни и комплекты ГРМ - Gates и Contitech. Оба как признанные лидеры. Bosch как вариант замены подешевле.
В целом, как итог - экономия на расходниках может обернуться большими потерями на перспективу. При этом обслуживание у дилера не всегда обеспечивает полноценное внимание к вашей машине, но к вашему кошельку внимание будет значительное, и при этом многие вопросы будут оставлены без должного внимания (стучит? так и должно стучать, особенности конструкции). Вопросы гарантии тут во многом работают без привязки к ТО у дилера. Опять таки - хочется подробного обсуждения такого вопроса, пишите в комментариях. Так что - ищите адекватный сервис, подбирайте соответствующие расходники, и получайте вполне разумный вариант за цену существенно дешевле, чем у официального дилера. Всё на ваше усмотрение. Мне например всегда вспоминается цена на салонный фильтр у официального дилера, которая была больше, чем комплект оригинальных фильтров в магазине.
Если статья вам понравилась - ставьте лайк, подписывайтесь, пишите комментарии о том, что ещё хочется узнать\уточнить.