Герой Советского Союза Михаил Ильич Акимов родился в 1918 году в крестьянской семье на Рязанщине. Во время Великой Отечественной летал на штурмовике ИЛ-2. За героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками (а на счету М. И. Акимова 145 боевых вылетов, 31 уничтоженный танк, 19 зенитных орудий, 57 автомашин противника), не раз был награжден орденами и медалями, а 15 мая 1946 года ему присвоено звание Героя, вручена Золотая медаль.
Осень 1943 года. Младший лейтенант Акимов получил задание произвести разведку войск противника южнее Киева. Подняв свой ИЛ-2 в воздух и набрав высоту в четыре тысячи метров, он пересек Днепр и углубился на территорию, занятую врагом.
Наблюдая передвижение войск противника, Михаил передавал по радио на командный пункт полка разведывательные данные, спокойно шел вперед. За спиной летчика размеренно стрекотал фотоаппарат, фиксируя нужные объекты.
Впереди показался населенный пункт, за ним с юга на север блестели на солнце линии железной Дороги.
— Сейчас дойду до «железки» и сверну на север, к Киеву,
— подумал Михаил.
В это время в наушниках шлемофона раздался взволнованный голос стрелка-радиста:
— Командир, «Фоккеры»!
— и сразу же застрекотал крупнокалиберный пулемет...
— Молодец, не прозевал...
— подбодрил товарища Акимов.
Резко накренив самолет влево, Михаил ввел его в крутой вираж. Осмотрелся. Да, справа и слева попарно скрываясь в лучах солнца, на его самолет шли четыре «Фокке-Вульфа-190».
Раздумывать было некогда. Надрывно взревел на форсаже мотор.
— Бей левую пару. Я атакую правую!
— прокричал Акимов стрелку.
Заухали пушки... Светлячки огненных трасс снарядов потянулись к вражеским самолетам. Но и от них уже тянулись огненные нити. И вдруг вздрогнул «Ильюшин», качнулся в стороны. В правом крыле появилась рваная дыра от снаряда. Резко сваливая самолет в сторону, Акимов умело увертывался от атак вражеских истребителей, уходя в сторону Днепра, к своим.
Он слышал, как отбивался от «Фоккеров» стрелок-радист. И вновь вздрогнул ИЛ, клюнул носом. Тяжело стало управлять рулями глубины.
— Радист! Что с машиной?
— Стабилизатор поврежден.
В этот миг впереди ИЛ-2 вынырнул тупорылый «Фоккер» с черной свастикой на киле.
Михаил потянул ручку, устремились к «Фоккеру». В перекрестке прицела обрубленные крылья фашистской машины и нажал на гашетку. Два оранжевых огня, оставляя в небе дымные стежки, устремились к «Фоккеру». Блеснул огонь, заклубился дым, полетели обломки.
Впереди уже блестела серебряная лента Днепра. Хотя самолет плохо слушался рулей, Михаил привел его на аэродром и благополучно посадил.
Дешифровка фотопленки, и устные показания экипажа дали ценные разведывательные данные. За успешное выполнение задания Михаил Акимов был удостоен ордена Отечественной войны I степени.
Освобождение Правобережной Украины началось в конце декабря 1943 года. Штурмовая авиация систематически наносила удары по узлам сопротивления противника, вела разведку, охраняла наши войска от бомбардировщиков врага.
Январь 1944 года. Лейтенант М. Акимов во главе звена поднялся в хмурое небо на разведку противника в районе города Усмани. Сырые облака висели низко, плотно. Погода явно не летная. Но на этом и строился расчет. Подняв самолеты на высоту четырехсот метров, Акимов взял курс на Усмань. Там находился аэродром врага, с которого фашисты совершали налеты.
Скрываясь в лохмотьях облаков, «Ильюшины» вышли точно к взлетной полосе аэродрома. Зенитки молчали.
Фашисты в такую погоду не ждали советских самолетов. Вывалившись из облаков, советские асы увидели на фоне серой земли десятки крестообразных «Юнкерсов» и «Фокке-Вульфов».
— Атакуем врага!
— скомандовал Михаил и, войдя в пике, нажал на гашетку «РС».
Из-под крыльев сверкнули огнем реактивные снаряды и врезались в самолеты врага. Акимов видел, как блеснуло оранжевое пламя и, крутясь жгутом, вместе с черным дымом поползло вверх...
— Делаем второй заход,
— спокойно приказал Михаил.
Он видел, как его напарник, штурмуя стоянку вражеских машин, поджег еще одну машину. За один боевой вылет советские асы уничтожили несколько самолетов врага.
Двадцать второе февраля 1944 года. М. Акимов вел шестерку ИЛов на штурм войск противника в районе населенного пункта Лиски. Экипажи, метко сбросив бомбы, нанесли и штурмовой удар по вражеской технике. Внизу горели танки, бензоцистерны. Дело сделано. И тут Михаил увидел позиции немецкой батареи, расположенной у опушки леса.
— За мной, в атаку!
— вновь скомандовал Михаил и спикировал на батарею.
Сбросив бомбы, резко развернул машину, чтобы ускользнуть от зенитных разрывов, но в это время снаряд ударил в кабину. Запахло бензином, горящим маслом. Левая рука повисла плетью. «Ранен... Надо держаться...» — мысленно решил Акимов. Мелкие осколки снаряда попали в лицо, кровь заливала глаза, мешала наблюдать за горизонтом и приборами. Мотор чавкал, но еще работал. Самолет снижался... Что делать, покидать самолет? Но внизу территория, занятая врагом.
«Надо тянуть к себе», — была лишь одна мысль. Истекая кровью ведущий не покинул боевого строя, точно вел группу по маршруту. Когда показалась своя территория, Михаил передал по радио:
— Иду на вынужденную. Следуйте на базу!
Почти теряя сознание, он посадил израненный самолет в поле.
Три месяца пролежал Михаил Ильич в госпитале. Там ему вручили орден Красной Звезды...
⭐⭐⭐
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ЛАЙК И РЕПОСТ БУДУТ ЛУЧШЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ