"Каким было твоё лицо до рождения твоих отца и матери" - такой вопрос задавали ученикам духовные наставники в Индии и Тибете. Эта задача имеет непосредственное отношение к линии последовательных перерождений. В буддизме часто упоминается о памяти своих прошлых жизней, которую способно хранить человеческое подсознание.
В Бхагавадгите говорится о том, что душа перевоплощается, сменяя старое тело на новое, как человек сбрасывает старую одежду, чтобы надеть новую.
Исходя из этих взглядов, во многих первобытных обществах новорожденных детей осматривают в поиске родимых пятен или родовых дефектов. Дело в том, что эти "отметины" могут указать на то, кем ребёнок был в прошлой жизни.
Иногда даже на тела мертвых людей наносят метки, которые должны позволить проследить путь умершего в его будущей жизни. В Западной Африке нанесение увечий детям, умершим во младенчестве, чрезвычайно распространено, особенно если эта семья потеряла двух детей подряд. В их культуре верят, что один и тот же ребенок перевоплощается снова и снова и каждый раз умирает молодым специально, чтобы причинить страдания своим родителям. Считается, что нанесение увечий телу такого умершего ребенка сделает его дух непривлекательным для других духов и они разрешат ему долго жить в следующем перерождении.
Во многих восточных учениях (преимущественно в буддизме) душа человека может хранить память о своих предыдущих перерождениях и о прошлых телах. Звучит удивительно для европейского мышления, однако интригующе! Как часто у нас возникает ощущение "дежавю"? Как часто нам снятся одни и те же сны или до боли знакомые события и люди, которых мы никогда не видели в реальной жизни? Откуда в человеке может появиться иррациональный панический страх перед тем, с чем в этой жизни он никогда не сталкивался?
Человеческое бессознательное иррационально, его невозможно изучить до конца. Кто знает, может, буддисты правы и там действительно хранится память о наших прошлых перерождениях? В любом случае, об этом стоит задуматься...