В Украине все больше число автомобилистов, отдающих предпочтение электромобилям и гибридным авто. В целом же, данная тенденция является общемировой. Так, уже сейчас в странах Европы и Азии правительства ужесточают экологические нормы, стимулируя тем самым, переход к более экологичным технологиям. Основная задача - это снижение уровня вредных выбросов в атмосферу.
В связи с постепенными изменениями структуры автомобильного парка, целесообразным является и своевременное переориентирование смежных направлений, автозапчасти - одно из них. Давайте вместе оценим ситуацию и составим прогноз.
Общемировые тенденции
Согласно отчетам различных аналитических групп, предполагается, что к 2020 году продажи электроавтомобилей могут достигнуть показателя 3 миллиона экземпляров в год.
При том, что еще в 2016 году не более 5% покупаемых авто, были оснащены электрической трансмиссией. Производители обещают наращивать продажи, и к 2021 году вывести их на уровень 50%.
Одновременно с увеличением объемов производства, компании ежегодно разрабатывают и выпускают порядка 120 новых моделей автомобилей, значительно расширяя ассортимент и выбор.
Свыше 20% всех потенциальных покупателей автомобилей, рассматривают именно электрокар в качестве своей следующей покупки.
В связи с этим, предполагается, что к 2025 году доля электромобилей в общих мировых автопродажах составит порядка 14% или 14,23 млн. единиц.
География и процентное соотношение данных продаж следующие:
- Европа - приобретет 30%;
- Китай - 15,5%;
- Япония - 13%;
- США - 5%.
К слову, есть информация о том, что Китай поставил целью продажу - 7 миллионов электроавтомобилей уже к 2025 году.
Ранее в статье “Электрокары: плюсы и минусы” мы писали, что ряд европейских стран, собирается, в ближайшие годы, отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). И большинство из них, сделают это в течение 10 лет.
Норвегия является примером того, как быстро могут произойти изменения в переходе на электротранспорт. Так, с 11% продаж электроавтомобилей, всего за 4 года, с 2014 до 2018, страна достигла показателя - 32% продаж.
Наблюдая данные изменения, продавцам автозапчастей стоит перестраивать и собственный бизнес, меняя ассортимент. Тем более, что украинское государство создает льготные условия ввоза, не облагая данные авто НДС и акцизом до 2022 года. Это способ стимулировать рост продаж авто с электрической трансмиссией. Пока же украинцы в равных долях покупают и гибриды и электрокары. Причем, в основном, завозятся электрокары с пробегом из Европы и Америки.
Ситуация в Украине
Согласно данным Главного сервисного центра МВД Украины на 1 марта 2019 года, количество зарегистрированных легковых, а также легких коммерческих электромобилей и гибридов составляет - 21 627 единиц.
Из них:
- электромобилей - 11 622,
- гибридов - 10 005.
Наибольшее число регистраций было произведено в следующих областях:
- г. Киев - 6219 ед.;
- Одесская область - 3518;
- Харьковская область - 2425;
- Киевская область - 1350;
- Львовская область - 1244;
- Днепропетровская область - 1211;
- Винницкая область - 561;
- Ровенская область - 561;
- Ивано-Франковская область - 521;
- Запорожская область - 430.
*В других областях показатели были ниже.
Средний возраст гибридных автомобилей - 3,9 лет, электрокаров - 5 лет.
При этом, из них, машин работающих исключительно на электричестве (EV) и гибридов (PHEV), которые используют электродвигатель в качестве основного источника энергии около - 68%.
Изменения на рынке автозапчастей
С увеличением доли электрокаров на дорогах, вырастет и необходимость в их сервисном обслуживании. Ряд автомобильных систем ДВС исчезнет, но большего внимания потребуют аккумуляторные батареи и электродвигатель. Актуальными станут такие компоненты как:
- инверторы;
- преобразователи;
- высоковольтные кабели;
- генераторы;
- зарядные устройства и пр.
Тем не менее в обслуживании по-прежнему будет нуждаться ходовая часть и тормозная система. Так что ремонтники и продавцы автозапчастей точно не останутся без дела.
Итоги
Изменения, которые уже начались, ускорятся в случае удешевления стоимости аккумуляторных батарей для электрокаров, а также при увеличении скорости подзарядки и числа станций.
Основная проблема полностью электрического транспорта сегодня - это невозможность преодолевать значительные расстояния без подзарядки. Именно поэтому гибриды все еще популярны, так как обеспечивают своим владельцам большую свободу действий.
Тем не менее, электрокары, отличаясь от автомобилей с ДВС, также довольно сложно укомплектованы и регулярное обслуживание им необходимо.