Что первым делом хотят увидеть на судне.
О, тут даже без хождений к бабкам погадать.
Конечно же, ходовой мостик.
И не просто мостик, рабочее место судоводителя, а всенепременно капитанский мостик. Вот даже с придыханием - кххапитанский мостик!
С значительным отставанием от лидера идёт машинное отделение (МО) и Центральный пост управления (ЦПУ) в машине.
А ведь пароход, это не только мостик и машина. По большому счёту, это просто рабочие места. Для штурманов и матросов, для механиков и мотористов.
Человеки-моряки не только несут вахту и всячески геройствуют, борясь со штормами, преодолевая самих себя, что-то там кому-то доказывая и выходят изо всех переделок закалившись и помогучнев.
Отнюдь. Человек-моряк ещё хочет спать, хочет отдыхать. Он, в конце концов, просто хочет поесть.
Как бы оно пафосно и напыщенно не звучало, но судно для моряка, это дом. Второй дом. Полгода, а то и больше, он проводит на судне. И бытовая составляющая имеет весьма важное значение.
Стирка, уборка... святой Босх, как скучно и далеко от ррромантики.
Кто-то же этим занимается. И тоже считается моряком.
Ну, хватит прелюдий. Пройдёмся по бытовухе.
И начну с самого интересного - питание на судне.
С небольшой ретроспективой во времена СССР, как было с этим делом тогда.
Экипаж судна делится на комсостав и рядовых.
Комсостав, это штурмана и механики.
Рядовые, это матросы и мотористы.
Пароходы сейчас автоматизированы выше крыши, экипажи сокращённые, поэтому экипаж танкера в 26 организмов можно считать большим экипажем. Обычно - 20-22 человека.
В последнее время принято командиров называть офицерами. Офицерами торгового флота. Пришло это к нам от буржуев.
У буржуев - officers (командиры) и ratings (рядовые).
Также можно разделить экипаж и на департаменты.
Штурманы и матросы - палубный департамент,
Механики и мотористы - машина.
Но есть и те, кого можно отнести к обслуживающему персоналу.
Ничего оскорбительного в этом - обслуживающий персонал - нет.
Ну, вот называется так.
Повар, буфетчик, дневальный.
Повар готовит пищу, следит за чистотой камбуза. И, можно сказать, старшинка над остальной обслугой.
Буфетчик - хозяин кают-компании, накрывает на стол, перемена блюд, уборка грязной посуды, мытьё посуды.
Дневальный, всё то же самое, что и буфетчик, только в столовой команды.
Как было.
А когда-то штат обслуги был довольно обширным.
Повар, пекарь, буфетчик, дневальный, уборщицы.
Увы, всех пустили под нож, оставили самых необходимых.
И, то, кое-где нет и дневальных, буфетчик один разрывается между кают-компанией и столовой.
В российских компаниях на эти позиции, повар, буфетчик, дневальный, часто берут женщин.
Командиры питаются в кают-компании.
Рядовые в столовой.
В кают-компании в рабочей робе нельзя.
В столовой можно в робе, но в чистой.
А теперь - картинки.
Место хранения провизии в специально отведённом месте. По старинке, место хранения провизии называется артелка. Сейчас это слово потихоньку сходит на нет, молодёжь всё больше англицируется, и называет это место - slop chest. Что, в общем-то, тоже неправильно.
Слоп чест - это маленький магазинчик на борту, где за наличный расчёт можно приобрести шоколад, конфеты, печенье, жевательную резинку для себя, для личного, так сказать, потребления. Сигареты и зажигалки. Если политика компании позволяет, то и пару упаковок пива. Но можно сделать и индивидуальный заказ. Вот, может, вы яблоки любите. А то, что дают, вам мало. Можете заказать себе сколько хотите. Хоть два ящика)
Предметы личной гигиены - зубная паста, щётки, гель для и после бритья, станки для бритья и лезвия для них.
В общем, всё то, чего вам на пароходе не выдадут, но потребность в чём вы имеете.
Ведёт артелку выбранный собранием человек, обычно матрос. И называется он - артельщик. Или, по другому - барыга. Стёпу-артельщика из Солнышкина помните? Ну, вот это он, да.
Ведение артелки не освобождает от основных должностных обязанностей.
Артелка, это общественная нагрузка. Но оплачиваемая.
Но даже не смотря на оплату, всё меньше желающих на это место.
Всё чаще повара берут артелку в свои руки.
Артельщик принимает продукты, разносит по местам, выдаёт на камбуз.
Ведёт учёт продуктов.
Следит за чистотой помещений. Следит за сроками годности продуктов.
Сейчас всякие проверяющие очень любят пройтись по провизионке и всунуть везде нос. Наличие грязи, просрочка, всякая флора и фауна.. за всё это можно попасть под реальные такие кары и штрафы.
Чистит-моет. И ведёт этот же слоп-чест, магазинчик.
Магазинчик... ну, это не отдельное помещение с прилавками. Весь товар в артелке. Просто приходите, выбираете, что вам надо. И это запишут в тетрадь. А в конце месяца барыга посчитает, на сколько вы там шоколадок нажрали, и передаст эти цифры четвёртому помощнику. И уже четвёртый сделает удержание из вашей зарплаты.
И контролировать эти циферки таки надо. Иногда попадаются... не очень чистые на руки артельщики. Поправляют своё материальное положение за чужой счёт.
Продукты на судно заказывает сейчас второй помощник капитана. Во времена СССР продукты были в ведении старпома.
За какое-то время до подхода в порт, капитан выходит на связь с шипшандлерами, (шипшандлеры - ship chandler - снабженцы судов провизией и снабжением), те высылают списки продуктов с ценами. На пароходе уже выбирают то, что требуется, и отсылают уже заявку.
Ну, а по приходу в порт на борт доставляют продукты.
На приёмку и разгрузку продуктов обычно выгоняют весь экипаж. Иногда очень много продуктов привозят. И, таки да, считается, что при этой работе привилегированных и освобождённых нет. Кушают все, поэтому таскаем тоже все.
Нормы питания.
Питание за счёт компании.
И зависит от компании. От 5 долларов в сутки на каждого человека и выше.
Мне приходилось работать в компании, где суточная сумма на человека была 25 долларов. Лобстеры уже даже в глотку не лезли. Но это компания из США.
Во времена СССР питание на судах Минморфлота было четырёхразовое.
Завтрак, обед, вечерний чай, и ужин.
Сейчас же... я говорю о российских компаниях... где-то придерживаются старого распорядка, где-то перешли на трёхразовое.
Расписание приёма пищи при четырёхразовом питании.
Максимально подходит под смены вахт.
Завтрак. С 7.30 до 8.30
Обед. с 11.30 до 13.00
Вечерний чай. С 15.30 до 16.30
Ужин. с 19.30 до 20.30
А вот с трёхразовым. Там вечно какие-то склоки. То один на вахте, то другой. Старое получше было.
Но у буржуев сразу принято трёхразовое.
Меню и качество.
О, здесь уже повеселее.
Во времена СССР было рекомендованное меню по дням недели.
Знаете, как я узнавал, что сегодня с утра понедельник?
На завтрак по понедельник подавали отварной картофель с селёдкой)
А вот завтраки в среду и воскресенье ненавидел - по этим дням на завтрак было какао с сыром.
Каждый день недели проходил под каким-либо знаком. Знак курицы - среда, воскресенье. Причём, если курица готовилась целиком, то ножки в среду шли в кают-компанию, а крылышки в столовую, то в воскресенье куриными запчастями менялись.
Впрочем, сейчас в этом плане мало что изменилось. Всё так же, у каждого дня свой запах и вкус. Но повторяется из недели в неделю.
С одной стороны удобно. Напоминалочка такая.
О! Картошечка...селёдочка... О! Сегодня проворачивание механизмов.
А если по громкой связи пригласили лепить пельмени, ну, значит сегодня сауна. Суббота.
Если компания выделяет большую сумму на питание, то даже и намёки на шведский стол получаются. Два-три блюда на выбор.
А вот с качеством иногда бывает затык. Смотря какой повар придёт на судно. И если бывают виртуозы сковородки и кастрюли, но иногда такая чуда попадётся... отравить не отравит, но в первом же порту бежишь в ресторан, чтобы нормально пообедать.
А уж когда начали работать под иностранными флагами, столкнулись с индийскими поварами, например. Итог столкновения - рис я сейчас не могу видеть ни в каком виде. Иногда, когда совсем уже невмоготу было, с коллегой сами себе варили борщ. Пытались индуса обучить.... да, куда там.
Первый же борщ в его исполнении.... эээ... ну, это был жиденький капустный суп, но с душой удобренный всякими экзотическими специями и для пущего антуража присыпанный рисом. Похлебали борщика, да...
Вот, примерно так.
Всего не охватишь, но хоть немного.
Спасибо тем, у кого хватило терпения до конца всей этой простыни.