Найти тему
Rocket Science

Говорят, электросамокат экологичен и полезен для здоровья. Стоит брать?

Оглавление

Как и у любой вещи на свете, у электрического самоката есть свои плюсы и минусы. Но, кажется, пока минусов больше: есть данные, что электрические самокаты небезопасны, а люди, которые ими пользуются, часто получают травмы и меньше двигаются, потому что реже ходят пешком.

Погодите, а в чем проблема с электрическими самокатами?

За последние годы продажи электрических самокатов в США выросли на 60%. И это неудивительно, ведь топливо дорожает, а экологическое самосознание людей растет. Действительно: зачем брать машину, когда можно просто расчехлить самокат и прокатиться до ближайшего магазина с ветерком?

Всё не так просто. Как ни странно, электрический самокат — довольно опасная штука. И на это есть несколько причин.

Электросамокат быстрый. Иногда даже чересчур. Например, электросамокат с двигателем мощностью 259 Вт может разогнать самокат до 25 км/ч, а двигатель мощностью 1 000 Вт позволяет развивать скорость до 45–50 км/ч. Это опасная скорость: по статистике, при столкновении с объектом, который движется со скоростью 48 км/ч, погибают 45% пешеходов, а остальные получают серьезные травмы.

Электросамокат неустойчивый. Американский национальный институт стандартизации (ANSI) совместно с Обществом реабилитации и вспомогательных технологий Северной Америки (RESNA) проверили электрические самокаты на статистическую и динамическую устойчивость, ударопрочность и управляемость. Из четырех моделей стандартам качества не соответствовал ни один самокат. Вывод: электросамокат — потенциально опасный вид транспорта.

Электросамокатом сложно управлять. Опрос пользователей, пытавшихся маневрировать в пробке, показал, что электрический самокат — не самая интуитивно понятная с точки зрения управления штука. При этом ездить на самокате никто не учит. Права тоже не нужны — чтобы ездить, достаточно купить электросамокат или взять его в аренду.

Электросамокат слишком похож на игрушку. Из-за этого электрические самокаты часто дарят детям до 18 лет. Но и взрослым сложно относится к самокату серьезно: китайские исследователи выяснили, что водители электросамокатов более склонны к рискованному поведению на дороге, чем велосипедисты. А американские ученые подсчитали, что 5% людей, получивших травмы при катании, были под хмельком. Сесть в таком состоянии за руль машины им бы в голову не пришло.

Неужели люди на самокатах чаще попадают в аварии, чем автомобилисты? Не может быть!

По данным сотрудников американского агентства Consumer Reports, только за 2018 год в США произошло не менее 1 500 дорожно-транспортных происшествий с электросамокатами, причем считали только ДТП, которые закончились травмами или гибелью людей. В Портленде на 13 000 км в среднем приходилось по 2,5 травмы, связанных с электросамокатами. Это в 25 раз больше, чем у мотоциклов, и в 50 раз больше, чем у автомобилей.

Электросамокатов на городских улицах становится всё больше, и купившие их люди попадают в ДТП всё чаще. С 2013 по 2015 год в США число травм, связанных с электросамокатами, увеличилось в 6 раз. Чаще всего люди получают травмы головы (40,2%), переломы (31,7%) и повреждения мягких тканей (27,7%).

Кстати, в Америке считают, что в увеличении травматизма виноваты не только водители, но и компании, которые продают электросамокаты в социальных сетях. Сотрудники этих компаний часто публикуют фотографии людей, которые катаются на самокатах без шлема, налокотников и наколенников. Из-за этого возникает впечатление, что владельцам скоростного самоката защитное снаряжение не нужно. Вот никто им и не пользуется.

А что там насчет пользы для здоровья? Я ведь буду больше двигаться!

Действительно, есть данные, что купившие самокат люди двигаются больше. Правда, это касается инвалидов, людей с артритом и другими ограничивающими подвижность болезнями. Для них электросамокат — отличное подспорье, позволяющее чаще бывать на улице и жить более полной жизнью.

Однако не факт, что скутеры полезны для здоровых людей. Есть версия, что люди, которые раньше пошли бы в магазин пешком, теперь будут пользоваться скутером и из-за этого станут меньше двигаться. Правда, воздействие электросамоката на здоровых людей никто пока не проверял.

Всё, что у нас есть — данные о том, что появление электросамоката может уменьшать физическую активность у людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Нет, ну а плюсы-то есть?! Электрический самокат ведь экологичнее машины!

Что верно, то верно. Есть данные, что электрические самокаты помогают бороться с загрязнением воздуха в больших городах. Электросамокаты не жгут бензин и занимают мало места на дороге, поэтому на них очень рассчитывают во Вьетнаме, Китае и в многолюдных европейских городах вроде Амстердама.

Всё равно хочу! Как кататься безопаснее?

Купить шлем. В 40% случаев водители электросамокатов получают травмы головы. Остальное — переломы и ушибы, поэтому наколенники и налокотники тоже не повредят.

Правильно хранить самокат. Подойдет прохладное сухое место — например, гараж, лоджия или подъезд. Хранить электрический самокат на улице нельзя, потому что литий-ионный аккумулятор, который приводит его в движение, боится влаги.

Не ездить в плохую погоду. Если попасть под дождь, могут возникнуть проблемы с аккумулятором. А еще на влажной дороге самокат может занести.

Не кататься по грунтовым дорогам. У самоката маленькие колеса. Чем больше неровностей на дороге, тем выше шанс, что у него заклинит колесо или вывернется руль. На ровной асфальтовой дороге кататься безопаснее.

Автор: Даниил Давыдов

Авто
5,66 млн интересуются