На дворе был 2011 год, когда нидерландская компания A. Jansen построила первый грузовик под названием DAF XT. Этот автомобиль был тогда полной неожиданностью, из-за расположения двигателя перед кабиной, то есть с капотной компоновкой. Всего было построено два экземпляра, и оба они занялись ежедневной работой по перевозке сыпучих материалов.
С тех пор прошло уже целых восемь лет. Оба DAF-а уже явно постарели, соответствуют они только нормам выбросов Евро-5. Их одометры вероятнее всего насчитывают несколько сотен тысяч километров. Но не смотря на все это, оба грузовика по-прежнему принадлежат одной и той же компании, и их можно регулярно встретить на голландских дорогах. Хоть и компоновка кабины не очень практична, она оказалась устойчивой к повседневной эксплуатации.
Что также интересно, фотография одного DAF XT только что распространилась по голландским отраслевым СМИ. Это связано с тем, что компания A. Jansen недавно заказала десять алюминиевых полуприцепов-самосвалов марки Stas. На одной из этих фотографий показан новый полуприцеп-самосвал в паре с DAF-ом XT. Именно эту фотографию вы можете увидеть ниже:
Увидев фотографию выше, я решил, что стоит напомнить историю модели XT. Кроме того, XT хорошо вписывается в дискуссию о новых правилах, подготовленных на середину 2020 года и более подробно описанных в этой статье.
Тогда на рынке могут появиться грузовики с удлиненной передней частью, которая улучшает аэродинамику и безопасность. И хотя сам XT не совсем вписывается в эти правила, поскольку его фронтальная часть слишком длинная, он может дать некоторое представление о внешнем виде грузовиков из ближайшего будущего.
Компания A. Jansen из голландского городка Son k/Eindhoven в 2011 году решила отпраздновать 40-летие своей деятельности. С этой целью были подготовлены два уникальных грузовика, чтобы привлечь внимание СМИ к компании.
План на постройку модели XT был очевиден – купить два экземпляра модели XF105, сдвинуть им кабину назад и накрыть двигатель вытянутым капотом. Тот же рецепт использовался в то время в течение многих лет для Iveco Strator, поэтому весь процесс создания казался довольно простым.
Тем не менее, A. Jansen не решились строить автомобили в собственной мастерской, а поручили это специалистам из фирмы "De Burgh", которые являются местным дилером компании DAF. Эта же компания и предоставила базовые грузовики, которыми были два экземпляра XF105 с 460-сильным двигателем и удлиненными рамами с осями 6×4.
Все работы начались с монтажа специальных креплений на раме, которые привезли аж из США. Кабина стояла на них, смещенная более чем на метр назад относительно своего первоначального положения. Открытый таким образом двигатель был затем накрыт пластиковым капотом.
В отличие от IveoStrator, у создателей XT не было готового решения (Strator имеет капотную систему взятую из австралийского IVECO Powerstar), поэтому этот элемент был разработан с нуля. Немало изобретательности пришлось приложить также к переделке выхлопной системы и рулевого управления, при этом была небольшая импровизация.
Никаких проблем не составила коробка передач, так как грузовики были заказаны в версии с автоматом, а подключение к кабине ограничено набором проводов. Сама кабина осталась нетронутой и в ней даже остался оригинальный моторный тоннель. Он оказался настолько значительным конструктивным элементом, что его удаление потребовало бы новой омологации.
Интересно так же то, что в случае с первым экземпляром модели XT весь процесс строительства была покрыт полной тайной. В компании "De Burgh" о мероприятии знали только шесть человек, которые были непосредственно вовлечены в постройку. Другие сотрудники компании ничего не знали, компания опасалась, что они могут разместить фотографии уникального грузовика в интернете до завершения работы.
Эта тайна была желанием заказчика A. Jansen , которые хотели чтобы их новая “игрушка” вызвала больший интерес во время премьеры. Все так и произошло, хотя реакция были не совсем положительной. Модель XT была названа "мастодонтом" в Нидерландах, было это связано с ее внешностью.