Коляски для гоночных мотоциклов — совсем не то, что коляски для дорожных. В отличие от мотоциклов, у которых коляска сбоку, современные гоночные агрегаты — это специальные конструкции. Их цельные дюралевые шасси несут три одинаковых колеса малого диаметра, и эти машины намного ближе к гоночным автомобилям, чем к мотоциклам.
Так было не всегда. В 20-е годы, когда гонки с колясками впервые стали популярны, коляски привинчивали отдельно, у них было большое колесо и легкое сиденье. В дальнейшем конструкция регулярно модернизировалась: появился рычаг, которым колясочник накренял машину на поворотах; сами коляски становились намного ниже и легче; наконец, появилось то самое объединенное шасси.
Какими бы необычными не казались эти гонки, они давно уже укоренились в Европе и набирают все большую популярность в разных уголках света. Существует несколько мотоспортивных дисциплин, в которых участвуют мотоциклы с колясками. Например, шоссейно-кольцевые гонки, для которых мотоцикл оснащается единым обтекаемым корпусом (отдельной коляски как таковой здесь нет).
В 1957 году в Советском Союзе началось производство мотоцикла для шоссейно-кольцевых гонок М-52С — спортивной модификации М-52. Эта модель отличалась передней вилкой со смещенной вперед колесной осью. Новый мотоцикл по скоростным данным ничем не уступал легендарному BMW R37, который считался одним из лучших в 30-е и послевоенные годы.
По образу и подобию М-52С был спроектирован новый гоночный мотоцикл М-63С “Стрела-1”. Этот экземпляр вышел небольшим тиражом всего в 20 штук. Он унаследовал от прототипа и ходовую часть, и обвес — разница была только в двигателе, объем которого теперь составлял 649 куб. см при мощности 50 л.с. На прямых участках трассы машина разгонялась до 150 км/ч.
После мелкосерийного производства “Стрелы-1”, Ирбитский завод переключился на кроссовые мотоциклы с коляской. Но, к сожалению, новые гоночные модели часто выпускались в единичном экземпляре и использовались в основном для испытаний, а вскоре и эти разработки свернули.
Любителям мотокросса ничего не оставалось, как создавать собственные конструкции. Так конец 70-х годов ознаменовался появлением многочисленных “самоделок” с моторами от гоночных катеров, автомобилей “Вартбург” и тому подобное.
Энтузиазм этих гонщиков можно понять: мотокросс на мотоцикле с коляской — это захватывающее действо и достойное испытание, как для пилота, так и для его напарника!
Надо сказать, что здесь на колясочнике лежит даже больше ответственности, так как именно он, балансируя и распределяя свой вес, фактически управляет движением байка на виражах. Вот уж где нужна недюжинная сила и координация! Восхитительно!
Интересное в "МотоМире":
• Самый длинный мотоцикл в мире!
• Как британцы воевать собирались...
Дорогие друзья, подписывайтесь и делитесь нашими публикациями в социальных сетях — это поможет нам в развитии канала и создании новых интересных статей! Спасибо за внимание! Ждем Вас в нашем музее!