Найти тему
UNLOCK.автоблог

Полноприводный Prius AWD-e: 1 ДВС + 3 электродвигателя = 4 ведущих колеса

Оглавление

На канале я выпустил серию статей про устройство гибридной системы автомобилей Toyota Prius. У этого автомобиля есть пока еще "экзотичная" для всего мира комплектация с индексом ZVW55, которая до 2019 года была доступна только для внутреннего японского рынка. Чем она примечательна? Ответ из названии статьи очевиден - приводом на все колеса.

Предлагаю детально разобраться с самой свежей гибридной электрической полноприводной трансмиссией автомобиля Prius ZVW 55 и понять, как из 1-го ДВС и 3-х электродвигателей сделали привод всех 4-х колес.

Виновник статьи - Prius ZVW 55 2019 модельного года. Автомобиль чуть изменился внешне и, главное, получил полноприводную версию для всех стран, а не только для Японии.
Виновник статьи - Prius ZVW 55 2019 модельного года. Автомобиль чуть изменился внешне и, главное, получил полноприводную версию для всех стран, а не только для Японии.

История вопроса

На сегодняшний день выпускается уже рестайлинг IV поколения автомобиля, вся же его история начинается с создания Toyota Hybrid System (THS) в 1997 году: I поколение - 1997 год (NHW10), II - 2003 (NHW20), III - 2009 (ZVW30), IV - 2015 (ZVW50).

Первых три поколения максимально близки по своей компоновке и по конструкции гибридной системы. IV поколение (ZVW 50) построили на абсолютно новой платформе Toyota New Global Architecture (TNGA) и это принесло модульность, новые компоновочные решения, лучшую энергоэффективность компонентов, обновленную гибридную систему и полный привод E-Four!

Оригинальное название полноприводной системы нового Prius ZVW 55 E-Four. Также электрический полный привод еще называют AWD-e.
Оригинальное название полноприводной системы нового Prius ZVW 55 E-Four. Также электрический полный привод еще называют AWD-e.

Как это устроено?

TNGA - платформа модульная, по-этому полноприводный автомобиль делали на основании переднеприводного, добавив в этот конструктор оригинальную заднюю часть.

Общий вид гибридного полного привода Prius ZVW 55. Передняя часть аналогична переднеприводному автомобилю. Модуль заднего привода максимально компактен и не потребовал поднятия уровня пола автомобиля.
Общий вид гибридного полного привода Prius ZVW 55. Передняя часть аналогична переднеприводному автомобилю. Модуль заднего привода максимально компактен и не потребовал поднятия уровня пола автомобиля.

Передняя часть

Передняя часть полноприводного гибрида Prius ZVW 55 E-Four ничем не отличается от переднеприводного донора ZVW 50.

В IV поколении электродвигатели разнесены на параллельные оси: на одной оси вращения остались ДВС, MG1 (мотор-генератор) и PSD (Power Split Device – распределитель мощности). Тяговый электромотор MG2 переместился в сторону. PSD распределяет потоки мощности между генератором MG1 и ДВС и передает часть на промежуточный вал. MG2 и PSD соединяются между собой через тот же промежуточный вал с зубчатыми колесами. Этот же промежуточный вал находится в зацеплении с главной передачей автомобиля.

Гибридный привод передней оси Toyota Prius ZVW 55. PSD (Power Split Device) - распределитель мощности/планетарная передача, MG1 - мотор-генератор, MG2 - основной тяговый электропривод.
Гибридный привод передней оси Toyota Prius ZVW 55. PSD (Power Split Device) - распределитель мощности/планетарная передача, MG1 - мотор-генератор, MG2 - основной тяговый электропривод.
Для тех, кто впервые на канале часть 1 про Toyota Hybrid System , часть 2 про Power Split Device , часть 3 про сравнение всех поколений Prius , часть 4 про Prius ZVW 50 и сравнение с ZVW 30 .

Задняя часть

Задний модуль AWD-e полного привода очень компактен и не потребовал сильной переделки гибрида. У задней оси нет механической связи с передними колесами, что позволило сохранить панели пола и не делать большой тоннель.

AWD-e - электрический полный привод Toyota. В переднеприводный автомобиль была добавлена электрическая мотор-ось e-Four и свой инвертор, который берет энергию из батареи, аналогичной по расположению и конструкции ВВБ монопривода.
AWD-e - электрический полный привод Toyota. В переднеприводный автомобиль была добавлена электрическая мотор-ось e-Four и свой инвертор, который берет энергию из батареи, аналогичной по расположению и конструкции ВВБ монопривода.

Пострадало только запасное колесо, на месте которого теперь располагается инвертор питания электрического двигателя задней оси. Такое решение спорное, но не требует прокладки дополнительных кабелей в подкапотное пространство (как это сделано, например, у RAV4 Hybrid).

Инвертор электродвигателя задней оси Prius ZVW 55
Инвертор электродвигателя задней оси Prius ZVW 55
Не забудьте поставить лайк 👍 и подписаться, если считаете, что автор не зря готовит такие материалы!
Чуть ниже самое интересное: конструкция электродвигателя привода задней оси.

Электропривод задних колес

Остановимся подробнее на самом важном в полноприводном Prius - конструкции задней мотор-оси e-Four. И пусть Вас не смущает его маленькая мощность, ниже объясню зачем он такой нужен.

Конструкция мотор-оси e-Four автомобиля Prius ZVW 55: компактный высокооборотный электродвигатель с понижающим редуктором и межколесным дифференциалом в одном корпусе. Заметьте, что от дифференциала полуось привода левого колеса проходит через электродвигатель.
Конструкция мотор-оси e-Four автомобиля Prius ZVW 55: компактный высокооборотный электродвигатель с понижающим редуктором и межколесным дифференциалом в одном корпусе. Заметьте, что от дифференциала полуось привода левого колеса проходит через электродвигатель.

Индукторный электродвигатель очень компактен и имеет скромные характеристики 5,3кВт / 55Нм (для примера: MG2 в приводе передней оси - 53кВт / 163Нм). Но у него есть внушительный понижающий редуктор с передаточным числом 10,487, который позволяет при старте автомобиля получить дополнительные 577Нм тяги на задней оси!

Задний электромотор e-Four всегда активен при трогании автомобиля и при движении до 10 км/ч. При скорости <69км/ч электромотор лишь помогает автомобилю корректировать траекторию (система стабилизации VSC) или при пробуксовках, отдавая накопленную в батарее энергию на привод задних колес. Как только скорость превышает 69 км/ч - e-Four перестает работать (в конструкции нет магнитов, двигатель не создает сопротивления). Как заверяет Toyota, к такому алгоритму пришли сознательно, это баланс между безопасностью и экономичностью.

Prius ZVW 50 в динамике
Prius ZVW 50 в динамике

Такой полный привод позволяет помочь автомобилю при движении по скользким покрытиям и по грунту, добавляет стабильности и безопасности при маневрировании на дороге, уменьшает вероятность сноса автомобиля, при этом в приоритете остается и топливная экономичность (расход всего +0,2л/100км по сравнению с моноприводным автомобилем).

Предыдущие части :
часть 1 про Toyota Hybrid System
часть 2 про Power Split Device
часть 3 про сравнение всех поколений Prius
часть 4 про Prius ZVW 50 и сравнение с ZVW 30

P.S.

Ставьте лайк 👍 , делитесь статьей, подписывайтесь на канал, комментируйте - это поможет мне понять, на чем стоит остановиться подробнее, какие темы осветить, что Вам, читатели, интересно!