Найти тему
Судострой

Ледокол "Лидер" ждёт команды на старт

Макет ледокола "Лидер" / Фото: ТГД
Макет ледокола "Лидер" / Фото: ТГД

Официальным стартом строительства атомного ледокола нового поколения "Лидер" мощностью 120 МВт (ЛК-120) станет распоряжение правительства, должно выйти в марте этого года. Так обещал вице-премьер Юрий Борисов в ходе визита на судоверфь "Звезда" в феврале. При этом власти договорились с куратором верфи – НК "Роснефть" о начале проектных работ на заёмные средства, не дожидаясь официального документа.

Это и произошло 15 марта. В этот день "Звезда" опубликовала данные закупки у единственного поставщика (ЦКБ "Айсберг") услуг по разработке конструкторской и технической документации для постройки "Лидера" на нулевом этапе. Технический проект судна был завершён ещё в 2017 году. Теперь начинается разработка рабочей документации.

Пока в правительственных кабинетах окончательно согласовывается распоряжение о постройке серии "Лидеров", есть время взглянуть внимательнее, что представляет собой самый мощный в мире ледокол.

Макет ледокола "Лидер" / Фото: ТГД
Макет ледокола "Лидер" / Фото: ТГД
Атомный ледокол проекта 10510 "Лидер" имеет водоизмещение 71380 т. Длина составляет 209 м, ширина – 47,7 м, осадка – 13 м. Мощность на винтах достигает 120 МВт.

Многие задаются вопросом, зачем создавать арктического монстра такой мощности. Ответ на него дал в недавнем интервью гендиректор – главный конструктор ЦКБ "Айсберг" Александр Рыжков. По его словам, при создании ЛК-120 заказчик поставил нестандартную задачу: обеспечить не предельную ледопроходимость, а скорость. Этим и вызваны форма корпуса, а также гигантские размерения и мощность судна.

За счёт 120 МВт на винтах ледокол "Лидер" сможет проходить лёд толщиной 2 м в восточном секторе Северного морского пути (СМП) со скоростью 10-12 узлов. Это должно обеспечить круглогодичное плавание судов по СМП по расписанию, что так необходимо перевозчикам и грузоотправителям.

Впрочем, в Арктике уже сейчас работают транспортные суда (нефтяные танкеры и газовозы ледового класса Arc7), способные самостоятельно проходить СМП. В "Айсберге" утверждают, что с "Лидером" они смогут это делать быстрее в несколько раз. Тот факт, что ширина ледокола ЛК-120 меньше ширины газовоза типа "Ямалмакс" (50,1 м), не смущает проектантов. Лёд по краям канала надламывается, и транспортное судно сможет двигаться вслед за "Лидером".

Макет ледокола проекта 10510 / Фото: ТГД
Макет ледокола проекта 10510 / Фото: ТГД

Пройдёмся по основным узлам. Реакторная установка проекта 10510 состоит из двух реактором "РИТМ-400" (разработчик – "ОКБМ Африкантов") тепловой мощностью по 315 МВт. В основе установки лежит опыт создания реакторов "РИТМ-200" для строящихся универсальных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт (ЛК-60) типа "Арктика".

Вообще, в "Лидере" много технических решений, заимствованных у проекта 22220. Проектанты пошли на это сознательно в целях максимальной унификации. Например, на "Лидере" такие же, как и на ЛК-60, турбогенераторы, только их число возросло с двух до четырёх.

Предполагается, что судно получит и аналогичную систему электродвижения, только большей мощности – четыре гребных электродвигателя мощностью 30 МВт каждый. На ледоколах ЛК-60 используется разработка отечественного "ЦНИИ СЭТ".

Пропульсивный комплекс ледокола "Лидер" / Фото: ТГД
Пропульсивный комплекс ледокола "Лидер" / Фото: ТГД

Отдельного внимания заслуживает пропульсивный комплекс ЛК-120. Здесь, впервые для атомных ледоколов, применена схема с четырьмя винтами фиксированного шага из нержавеющей стали и двумя рулями.

Никаких вспомогательных подруливающих устройств конструкторы не предусмотрели, объясняя это сложными условиями работы во льдах. Однако на стадии технического проекта явно рассматривались и другие варианты. Вот так выглядел "Лидер" осенью 2017 года. В носовой части видны два подруливающих устройства.

Макет ледокола "Лидер". Сентябрь 2017 года / Фото: ТГД
Макет ледокола "Лидер". Сентябрь 2017 года / Фото: ТГД

Что касается других характеристик, то дальность плавания у атомного ледокола не ограничена. Автономность по запасам провизии составляет восемь месяцев.

Напоследок о финансах. Стоимость нулевого этапа создания рабочей документации оценили в 3,1 млрд рублей. Это не все затраты на проектные работы. Общая же стоимость строительства головного ЛК-120 оценивается примерно в 100 млрд рублей. Планируется построить три ледокола проекта 10510. Завод-строитель – судоверфь "Звезда" в г. Большой Камень. Окончательные параметры будут определены в постановлении кабмина.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал ТГД. Например, недавно здесь рассказывали о первом полностью российском ледоколе на СПГ.