Найти в Дзене
Бегущий по Выхино

«Партизанская». Ретроспектива

Три поезда на станции "Измайловский парк"
Три поезда на станции "Измайловский парк"

18 января 1944 года на восточном участке Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена открылась конечная станция, получившая название «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», ныне – «Партизанская».

Проектные названия – «Стадион им. Сталина», «Стадион СССР».

Прежние названия: «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» (1944—1947), «Измайловская» (1947—1963), «Измайловский парк» (1963—2005)

Проекты переименования – «Измайлово» (1991, 1992).

Глубина заложения – 9м, количество платформ – 2, тип платформ – островные, тип станции – колонная трёхпролётная мелкого заложения.

Архитекторы: Б. С. Виленский, Л. Д. Фишбейн; Л. Григорьев, Л. А. Шагурина (вестибюли); Н. А. Кабанов (инженер-конструктор).

По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток составлял 42 570 человек. Согласно статистическому исследованию 2002 года, ежедневный пассажиропоток составлял: по входу — 48 600 человек, по выходу — 54 300 человек.

По планам 1971 года станция должна была стать пересадочной на Большое кольцо.

В постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» станция была базой троцкистов.

Станция "Партизанская", вид на восток (из центра)
Станция "Партизанская", вид на восток (из центра)

История создания и переименований

Впервые проект восточного радиуса АПЛ появился в 1932-м году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион» (проектное название «Партизанской»). Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» и «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку на станции во время проведения спортивных мероприятий.

В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте-апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица».

Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» строилась открытым способом. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. Хотя строить стадион уже не планировалось, её проект был реализован в первоначальном виде (кроме декора).

18 января 1944 года станция «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» была открыта в составе участка «Курская» — «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 28 станций. Станция имела очень длинное название, и осенью 1947 года её переименовали в «Измайловскую».

20 августа 1963 года была переименована в «Измайловский парк».

3 мая 2005 года станции было дано новое название «Партизанская». Идею о переименовании станции метро «Измайловский Парк» в «Партизанскую» выдвинул председатель Совета ветеранов Москвы В. И. Долгих, поскольку парк является местом встреч ветеранов партизанского движения. 3 мая 2005 года, в честь 60-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне, соответствующее постановление подписал мэр Москвы Ю. М. Лужков.

Современное название на путевой стене. Если присмотреться, можно увидеть следы от букв, составлявших надпись "Измайловский парк"
Современное название на путевой стене. Если присмотреться, можно увидеть следы от букв, составлявших надпись "Измайловский парк"

Архитектура и оформление

Оформление станционного зала посвящено теме партизанского движения. Колонны и верх путевых стен облицованы серовато-желтовато-белым мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, низ — коричневой керамической плиткой. Капители колонн украшены барельефами: лесная чаща и советский автомат ППС на ветке. Путевые стены также украшены барельефами (скульптор С. Л. Рабинович). На стенах расположены многочисленные квадратные керамические плитки с рельефами, которые изображают различные виды советского оружия. На двух ближайших к выходу колоннах установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмина (скульптор М. Г. Манизер). Над средним путём станции находятся ниши, в которых располагались большие круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова, не сохранившиеся до наших дней.

Станция "Партизанская"
Станция "Партизанская"

Проектное название станции: «Стадион им. Сталина». Станция изначально была рассчитана на большой пассажиропоток, поскольку стадион имени Сталина должен был стать самым крупным стадионом СССР, и поэтому на станции были уложены три пути. Предполагалось также строительство второго выхода, который и должен был вести к стадиону, с единственным в Москве шестиниточным эскалатором, поскольку на станции три пути; но стадион имени Сталина так и не был построен — сначала из-за войны, а затем из-за неблагоприятных гидрогеологических условий, — и оформление станции было изменено. Трёхпутная структура у станции осталась, и теперь станционный зал «Партизанской» — самый широкий зал Московского метрополитена.

-5
-6
-7

У станции один выход в западном торце. Две лестницы соединяют обе платформы с подземным кассовым вестибюлем. На промежуточной площадке выходных лестниц рядом с мостиком над средним путём расположена скульптурная группа «Партизаны» (скульптор М. Г. Манизер). Две длинные лестницы — одна на спуск, другая на подъём — соединяют подземный вестибюль с поверхностью. Наземный павильон представляет собой массивное прямоугольное строение с фасадом, украшенным глубоким портиком с колоннами чёрного диабаза. Изнутри стены облицованы белым и красным мрамором.

-8

В конце 2007 — начале 2008 года асфальтовое покрытие пола станции было практически полностью заменено на тёмный мрамор; при этом светлый мрамор, которым был выполнен орнамент на полу, был заменён на красный гранит. В торце станции асфальтовое покрытие пока не снято.

Путевое развитие

За станцией находится перекрёстный съезд. Движение в сторону «Измайловской» осуществляется по стрелке по отклонению. Главный путь ранее продолжался на несколько десятков метров и заканчивался тупиком. Он был первоначально предназначен для пуска дополнительного состава в сторону центра после окончания матчей на планировавшемся Стадионе Народов, а впоследствии для подземного продления линии в Измайлово. Сейчас стрелка демонтирована, и рельсы на продолжении главного пути разобраны. Аналогичный задел есть и с другой стороны, но там пути никогда не было.

Поезда серии Еж на станции "Партизанская", наши дни
Поезда серии Еж на станции "Партизанская", наши дни

За станцией после выхода на поверхность находится съезд в депо «Измайлово». Таким образом «Партизанская» является конечным пунктом для следующих в депо маршрутов.

-10

До конца 1949 года станция являлась конечной и имела путевое развитие — три стрелки — только со стороны станции «Семёновская». Для оборота поездов, посадки и высадки пассажиров использовался только средний путь. Боковые пути могли использоваться только для отстоя поездов (на один путь было возможно принять состав из центра, а с другого пути отправить состав в центр). За станцией не было никакого путевого развития, все три пути являлись тупиковыми. Тупиковая призма среднего пути находилась в пределах платформы станции, и за ней был переходный мостик с одной платформы на другую.

В начале 1950 года за станцией было открыто электродепо «Измайлово». Были построены соединительные тоннели между станцией и депо. В тоннелях разместился двойной перекрёстный съезд для оборота поездов и служебная платформа. В этот тоннель были продлены все три пути со станции, переходный мостик между платформами перестал существовать, а оборот поездов был перенесён в этот тоннель.

В конце 1954 года в депо «Измайлово» была открыта станция «Первомайская», все поезда стали следовать дальше до этой новой станции.

Расположение и пересадки

На станции один (западный) вестибюль. Выход в город к Измайловскому шоссе, Народному проспекту, Измайловскому парку.

На незначительном удалении от станции расположен остановочный пункт Московского центрального кольца «Измайлово», на который возможна непрямая уличная пересадка. Пассажиры метрополитена и МЦК могут пересаживаться между линиями с осуществлением билетного контроля, но без дополнительного списывания поездки в течение 90 минут с момента первого прохода, если пассажир сохранил и при пересадке приложил билет, использованный им ранее для входа.

Вблизи станции расположена автостанция «Измайловская», обслуживающая многие пригородные маршруты автобусов в восточную часть Московской области (в частности, на Балашиху, Ногинск, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Реутов, Рошаль, Старую Купавну, Электросталь). С другой стороны Измайловского шоссе располагается трамвайное кольцо — конечная остановка маршрута 32. У станции (по состоянию на начало 2007 года) останавливаются 11 маршрутов автобусов (для шести из них это конечная остановка), 2 — троллейбуса, 3 — трамвая.