Купил, поехал - ДТП
Автомобильная промышленность начала 20-го века заполнила крупные города транспортом. Вместе с транспортом выросло и количество аварий. А раз растут аварии, нужно разбираться с безопасностью движения.
Первые инспекторы ДПС, в привычном понимании, патрулировали свою территорию на велосипедах, что существенно увеличило эффективность и охват их рабочей территории, и дало им прозвище «самокатчики».
Первые ДПС-ники страны
Датой рождения ГИБДД можно считать 1925 год, в котором страна Советов обзавелась Отделом регулирования уличного движения (сокращённо - ОРУД), выполнявшим все привычные нам функции ГИБДД, от безопасности дорожного движения до регистрации автомобилей и водителей. В дальнейшем ОРУД станет заниматься только регулированием и безопасностью, а остальные функции отойдут к ГАИ.
Конечно, для подобной службы необходима оперативность и автомобиль, ведь на велосипеде преступника не поймать. Основным «орудием» борцов с нарушителями был ГАЗ М-1, ну, конечно, после мотоциклов.
Послевоенное
Великая Отечественная Война отразилась на всей стране, и техническое обеспечение практически всех служб было очень плохим. ОРУД – не исключение. Массовые автомобили поступили на службу только после запуска «Побед» и «Москвичей». Такие машины стали пионерами раскраски, которая с незначительными изменениями дошла до наших дней и прочно ассоциируется со служебным автомобилем. Цвет кузова, полосы на бортах и громкоговоритель позволяли безошибочно определить принадлежность автомобиля к МВД СССР. Конечно, автомобилей было мало, иногда они приходили после десятков тысяч километров в других службах и часто ломались, но с работой худо-бедно справлялись. По итогу, чаще всего для работы использовали мотоциклы.
Мотоцикл с регулировщиком - это лейтмотив множества фильмов из СССР. Автомобиль для погони был редкостью, поэтому отдельная мощная версия была лишней. Автомобили ездили не быстро, их было не сильно много, а ограничения скорости отсутствовали в ПДД до семидесятых годов.
Первые запреты
1956 год ознаменовался борьбой с авариями. Инспекторы ГАИ теперь могли запрещать эксплуатацию автомобилей и мотоциклов, а также лишать прав за езду в нетрезвом состоянии. Ближайшую пятилетку ОРУД и ГАИ будут работать бок о бок, пока не станут единым целым в 1961 году, а ПДД будут едиными на всей территории Страны Советов. Параллельно с этим была принята новая «раскраска» для автомобилей милиции.
ГАИ в привычном понимании
К этому моменту все советские милиционеры привыкали к комфорту Волги, а ГАЗ-21 примерил на себя три вида раскраски служебных авто. Финальной окраской, которую могут зрительно вспомнить наши читатели, автомобили обзавелись в 1969 году, когда безопасностью движения стала заниматься единая дорожно-патрульная служба ГАИ.
С этого момента автомобили ГАИ отличаются от других милицейский автомобилей гербом СССР на дверях, и надписью «ГАИ» на багажнике. Параллельно с этим, на крыши автомобилей «приземлились» проблесковые маячки, с которыми они не расстаются и по сей день. Кроме того, автомобили ГАИ оснащали дополнительной светотехникой – передними «противотуманками» и фарой-искателем. Мощность двигателя «двадцать первых» Волг ГАИ СССР составляла от 70 до 85 л. с., причем настройка моторов позволяла им работать в регионах даже на бензине А-66, в то время, как в больших городах использовались форсированные модификации, рассчитанные на «семьдесят шестой» бензин.
ГАИ получало 200 автомобилей в год, причем, кроме Волги, на службу «призывали» прямо с конвейера Москвичи, УАЗ и ГАЗ-69. Конечно, после начала деятельности завода «ВАЗ», автомобили из Тольятти плотно заняли нишу автомобилей в погонах.
Иномарки на службе
Конечно, над безопасностью на дорогах работали не только автомобили СССР. Им плотно помогали «коллеги» из заграницы. Так, в 1976 году, на службу поступили автомобили Mercedes-Benz W116, которые передал канцлер ФРГ Вилли Брандт. Оснащали такие автомобили спецоборудованием, в которое входили телефон, рация и управление проблесковыми маячками. Помимо «Мерседесов», службу несли несколько BMW e12.Иномарки поступили в Госавтоинспекцию в связи с Олимпиадой-80 в Москве, официальным поставщиком которой в 1979-м стал концерн «Даймлер-Бенц». Он на протяжении пяти лет поставлял в СССР спецавтомобили, среди которых были и легковые машины ГАИ.
В 1990 году вместе с изменением ливреи у служебных автомобилей меняется и парк. Кроме всей гаммы ВАЗа и Москвичей, погоны надевают и современные иномарки, к примеру Ford Crown Victoria.
В 1998 году Указом Президента ГАИ переименовали в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения, однако впоследствии от аббревиатуры ГИБДД в качестве единственной отказались и старое-доброе название «ГАИ» по-прежнему используется. При этом на капотах бело-синих, либо серебристо-синих автомобилей, обычно нанесены буквы ДПС, обозначающие дорожно-патрульную службу. Главное отличие «депеэсников» от остальных полицейских – проблесковые маячки не только синего, но и красного цвета, при включении которых водитель транспортного средства обязан немедленно остановиться.
На память
Шли годы, менялись моторы, росли скорости и количество водителей на дорогах, а автомобиль в погонах прошёл длинный путь от Волги с громкоговорителем до современного автомобиля с горами оборудования. Эти автомобили никогда не вызывали радости у водителей, ведь знакомство с ними сулило только наказание за хулиганство на дорогах, однако сегодня вид советской патрульной машины вызывает только добрую улыбку, и желание познакомиться поближе. Такой уже не оштрафует. Таких уже не делают.