Найти тему
Буддизм. Amida Times.

"Своя Сила" и "Сила Другого"

Изображение из открытого источника.
Изображение из открытого источника.

На протяжении всей истории патриархи буддизма разрабатывали различные системы классификации методов Дхармы и сутр, в которых они изложены. Одна из наиболее утвердившихся классификаций подразделяет все методы на две категории: практики, основывающиеся на собственных усилиях практикующего (методы "Своей Силы") и методы, полагающиеся на помощь будд и бодхисаттв ("Силу Другого").

Определяющая роль "Силы Другого" в буддийском совершенствовании особенно подчеркивается в "Ланкаватара Сутре" и "Аватамсака Сутре".

Традиционно, большинство буддийских школ и методов основываются на "Своей Силе": продвижение по пути Просветления достигается только за счет интенсивных и постоянных собственных усилий. Из-за того, что школы "Своей Силы" требуют большой самоотверженности и полного вовлечения адепта в процесс совершенствования, все они имеют явно выраженный монашеский уклон. Миряне в них играют лишь вспомогательную роль, а наиболее духовно продвинутые из них, в идеале, принимают монашеский сан. Самые известные из таких традиций — это Тхеравада и Дзэн.

Параллельно с этим, особенно после развития махаянистской мысли и подъема "мирского" буддизма, в конце концов, возникли более гибкие традиции, сочетающие в себе "Свою Силу" с "Силой Другого" — с помощью и поддержкой будд и бодхисаттв искренних искателей пути. Наиболее яркими представителями этой традиции являются школы эзотерического буддизма и школа Чистой Земли. Однако, в отличие от других (например, от Дзэн), школа Чистой Земли не ставит во главу угла отношения Учитель—ученик и не придает большого значения формальному обучению, роси/гуру и ритуалам. Кроме того, основная цель школы Чистой Земли — возрождение в земле Крайней Радости с помощью силы будды Амитабхи.

Известный популяризатор буддизма доктор Д. Т. Судзуки писал:

Jiriki ("Своя Сила") — это аспект Просветления, связанный с Мудростью, в то время как Tariki ("Сила Другого") — это аспект Просветления, связанный с Состраданием. Мудрость возвышает нас над индивидуальностью, Великое Сострадание погружает нас в мир частностей. Первое тянет нас вверх, второе возвращает вниз, но это — лишь наше интеллектуальное понимание и интерпретация Просветления, в котором, тем не менее, эти два направления неразделимы.

Обет Амитабхи — вполне достижимая цель, хотя её и можно понимать на нескольких уровнях. В этом и заключается привлекательность и сила учения Чистой Земли.