Найти в Дзене
Репортажи из СССР

Странные перегибы ГАИ советских времен

Чье детство пришлось на советские времена, тот, наверное помнит, как в детском саду и в начальных классах школы от родителей требовали каким-нибудь способом маркировать детские вещички: вышивать яркими нитками или пришивать ярлычок, где химическим карандашом было начертано имя, группа (класс) владельца сменной обуви, шапки, пальто и прочей детской собственности.

Участники дорожного движения. фото: sell-off.livejournal.com
Участники дорожного движения. фото: sell-off.livejournal.com

Ну а в 1981 году такие же детсадовские технологии взяла себе на вооружение госавтоинспекция СССР, вызвав в свой адрес бурный всплеск недовольства автовладельцев. Редакция журнала "За рулем" в то время просто утонула в возмущенных письмах и жалобах на произвол уважаемой госструктуры. А дело обстояло так...

Сотрудники ГАИ советских времен. Фото: dev.rcopen.com
Сотрудники ГАИ советских времен. Фото: dev.rcopen.com

Возможно, москвичи и ленинградцы не успели испытать на себе нововведения, т.к. волна поправок требований к техосмотру автомобилей и мотоциклов взяла свое начало из Приморского края: читатели высылали в редакцию вырезки из центральных газет Владивостока, Находки, Уссурийска, а также из районной и городской прессы того региона.

Во всех этих издания были опубликованы сообщения ГАИ о том, что к эксплуатации не будут допущены те транспортные средства, на лобовых стеклах которых не будут нанесены цифры и буквы номерных знаков. Сейчас уже сложно установить, каким именно способом требовалось это проделать, но все автомобилисты дружно возмущались необходимостью гравировать на стекле эти данные - значит, можно предположить, что речь шла о каком-то основательном способе дублирования номеров.

Объяснялось это требование очень просто - борьбой с хищением дефицитных автозапчастей. Вот, украл кто-то, допустим, стекло с "Жигулей", принес его на рынок, а по гравировке жулика и вычислят, его у него не будет с собой техпаспорта, подтверждающего законность владения дефицитом. И все бы ничего, только люди искренне не понимали, почему они должны облегчать работу советской милиции таким странным способом - самостоятельно гравировать стекло не каждый сможет, государственных маркировочных пунктов так мало, что очередь растянется на долгие годы, да и как быть, если человек продаст машину, а новый владелец сменить номера? Как горько пошутил один из автолюбителей: "нужно будет после каждой смены номеров гравировать еще надпись "исправленному верить"".

На страже дорожного порядка. Фото: eraavto.ru
На страже дорожного порядка. Фото: eraavto.ru

Вслед за этой нелепой поправкой к требованиям эксплуатации автомобилей и мотоциклов посыпались и другие: теперь уже требовалось маркировать и задние стекла, и шины, и фары, и декоративные колпаки - как гласила инструкция "... и другие дефицитные детали". Эти требования вызвали столько же недоумения, как и маркировка лобового стекла: как определить, что является дефицитом, а что - нет? Сегодня карбюраторов нет в продаже, а завтра - распредвалов, а вот стекол в магазине - завались... Так что именно маркировать?

Напомню - на дворе стоял 1981 год, и на волне этих нововведений ГАИ автомобилисты с большим стажем вспомнили, что идея художественной резьбы по деталям автомобиля не нова: сколько-то лет назад самым радикальным способом борьбы с теми, кто скрывается с места ДТП была... маркировка стекла фар. Тогда требовалось либо гравировать, либо процарапывать, либо красной краской наносить на фары цифры номерного знака...

Столь бурное возмущение перегибами работников ГАИ, которые не рекомендовали подобные средства защиты, а требовали их неукоснительного исполнения, родилось на фоне чуть поутихшей волны таких же нелепых требований: сначала автомобилистам отказывали в выдаче талона техосмотра, если он не вступал в добровольное (!) общество автолюбителей; если он не страховал свой автомобиль (тогда понятия ОСАГО не существовало, и страхование было исключительно добровольным делом); отказывали в прохождении техосмотра тем, кто не ставил противоугонные средства...

Выдержки из писем читателей журнала "За рулем", 1980-1981 гг.
Выдержки из писем читателей журнала "За рулем", 1980-1981 гг.

В общем, перегибов хватало. Но, к слову сказать, после того, как журнал "За рулем" сделал официальный запрос в соответствующее ведомство, произвол ГАИ стал стихать и категорические требования сменились почти дружелюбными рекомендациями, а из разных населенных пунктов в редакцию стали поступать опровержения с извинениями - "мол, нас неправильно поняли, но мы все равно осознали, что были неправы" - писало руководство районных и городских ГАИ Приморского края...

**************************************************************

Таракан Юрия Никулина или автомобильное суеверие народного артиста

-5

Авто
5,66 млн интересуются