Предлагаю разобрать очередной "вечный" вопрос с автофорумов, который регулярно задают новички, и на который регулярно же невпопад отвечают "бывалые". От варианта "не крутить, иначе быстро ушатаешь двигло" до "ни в коем случае не тошнить, т.к. загаживаются свечи". И самое смешное, что и в тех и в тех ответах есть доля правды. Но давайте попробуем разобраться в вопросе с точки зрения внутренних процессов в ДВС.
Возьмём для примера очень-очень усреднённый мотор с классической характеристиками "из учебника". Без всяких хитрых турбонаддувов, изменяемых фаз ГРМ и т.п. Просто мотор. Итак.
Что будет, если постоянно лупить до отсечки?
Судя по нашей картинке, отсечка придётся где-то на 4.5 - 5 тысяч оборотов в минуту. То есть, "мозги" будут отсекать подачу топлива тогда, когда ни один из графиков уже однозначно не будет расти, и раскручивать далее коленвал нет никакого смысла.
- Минусы: перерасход топлива (обороты растут, а отдачи мотора уже нет) - раз. Повышенная нагрузка на детали кривошипно-шатунного механизма (особенно, на поршневые пальцы и шатунные вкладыши) - два. Вероятность появления крайне-губительного для любого мотора явления детонации - три. Последнее мы уже подробно обсуждали и повторяться не буду.
- Плюсы: самоочистка свечей, клапанов и поршней от нагара, ввиду повышения температуры в камере сгорания. Конечно, за одну прогазовку в год новыми их не сделать, но если регулярно "отжигать", то вероятность закоксовывания деталей однозначно ниже.
А если хронически "плестись" и переключаться рано?..
Опять смотрим на первую картинку. Меняя передачи на, допустим, 2000 об/мин ("чтоб не нагружать мотор!"), вы просто не даёте этому мотору себя раскрыть. Крутящий момент только-только добрался до пика, а вы тут же снова сменили передачу и сбросили обороты... Не говоря уже о том, что мощность двигателя к этой секунде достигла только половины.
- Минусы: ввиду хронически-недостаточной температуры в цилиндрах, вероятность образования нагара повышается. Всё как в антипримере выше, только наоборот. Ну и очевидные потери в динамике автомобиля: с каждым переключением мотору вновь и вновь приходится карабкаться к пику графиков по-новой. И ещё, как ни странно... Детонация! Снова. Так как бывает она как высокооборотной, так и низкооборотной. Что только подтверждает незыблемый закон Вселенной о недопустимости крайностей. :) Но об этом ниже.
- Плюсы: вроде как, меньший расход топлива... Однако с излишне-ранними переключениями передач это очень сомнительно: повторюсь, двигатель вынужден снова и снова "тянуться" к своим наиболее оптимальным рабочим характеристикам. А значит, сверхэкономичный наездник глубже и чаще утапливает акселератор, чтобы как-то ехать. Итог: то-ж на то-ж и выходит, просто машина при этом мучается, а "экономист" всем мешает в потоке.
И как же правильно?
Ну как обычно: истина где-то посередине... Опять вернёмся к нашему графику. Если переключаться на 2500-3000 оборотах, то чётко видно, что вы попадаете на то "чудное мгновенье", когда мощность ещё растёт, а крутящий момент не совсем сдулся.
Поэтому, в каждом случае нужно исходить из характеристик конкретного мотора (графика). Посмотреть их можно, как ни странно, в интернете, либо в волшебной книжке "руководство по ремонту и обслуживанию". А общую логику мы рассмотрели выше: оптимальным для работы можно считать тот диапазон, в котором крутящий момент либо ещё держится на горизонтальной "полке", либо только-только начал падать; при этом мощность ещё не достигла пика и растёт.
Главное, что нужно запомнить: лучше чуть перекручивать, чем панически бояться завалить тахометр во вторую половину циферблата. Для двигателя это совершенно не вредно (и даже полезно), а мнимая экономия топлива при езде "на холостых" совершенно не оправдана ни практически, ни с точки зрения здоровья мотора в долгосрочной перспективе. Это можно сравнить с регулярной зарядкой: до потери сознания бежать не надо, но лёгкие пробежки с утра всё полезнее путешествий вокруг дома шагом...
Надеюсь, кому-то было полезно!
Всем оптимальных оборотов и низкого расхода топлива!
P.S.: Спасибо за лайки и подписку!
Данная статья публикуется мной исключительно на канале OVER 9000 Яндекс.Дзен.