Радоваться несчастью врага не надо. Нет в несчастье ничего веселого и радостного. Это давно было: один мальчик лет пяти вырвал у другого мешочек с конфетами на елке. И больно толкнул в грудь. Обиженный мальчик громко заплакал. Воспитатель увидела такую несправедливость и отобрала конфеты у грабителя. И в угол его поставила - тогда детей преспокойно ставили в угол. Конфеты она отдала плачущему мальчику обратно. А тот так развеселился, видя унижение врага, что стал хохотать и дразнить мальчика в углу. И размахивать конфетами у него перед носом. Очень обрадовался! Тогда воспитатель отобрала мешочек с конфетами у него и поставила его в другой угол. Вот и все. Оба остались без конфет и оба наказаны.
Радоваться несчастью врага не надо. Надо радоваться только восстановлению справедливости. Так мозг устроен - восстановление справедливости у психологически здорового человека активизирует центр удовольствия. В сказках добро побеждает зло; злодеи и хитрецы наказаны. Но мы не наказанию радуемся, не тому, что кого-то побили, прогнали или казнили. А тому, что справедливость восстановлена. А добрые избежали опасности и получили награду. Радуемся за добро. Чужая боль активизирует центр удовольствия только у садистов…
Кто слишком радуется неприятностям врага, кто пристально и внимательно, с наслаждением наблюдает за несчастьями недоброжелателя, тот сам превращается в недоброжелателя. И несчастья врага ему придётся разделить в самом скором времени. А может, они, эти удары судьбы, вообще на него перейдут. Произойдёт «психическое заражение», синхронизация; передастся внутренний конфликт враждебного человека. Если стоять слишком близко и упиваться несчастьем, можно получить удар судьбы и попасть в водоворот беды. Так тонущий корабль утягивает за собой в пучину тех, кто плавает поблизости.
Получил враг заслуженное наказание или просто попал в полосу бедствий - нам неведомо. Лучше не думать об этом и тем более не похваляться, приглашая других поглядеть и порадоваться. Иначе все обернётся по-другому. Восстановилась справедливость - и прекрасно. Но в зрелище чужих страданий ничего прекрасного нет. Ещё в 11 веке славный рыцарь Раймон Толстый сказал: «победа без великодушия - плохое, зверское дело!», - так и есть. И великодушие иногда - это отвести глаза от наказания врага. Есть много по-настоящему хороших вещей, которым надо радоваться…
Анна Кирьянова