Компания Nokian Tyres представила новые усиленные зимние шины для тяжелых внедорожников. Тесты для журналистов и блогеров из Норвегии, Швеции, Финляндии и России прошли на полигоне White Hell на самом севере Финляндии.
***
В принципе, я уже знал, что квадрокоптеры в Заполярье ведут себя нестабильно. Ошибка компаса и непредсказуемая траектория полета — вот, чего стоило ожидать, и в этот раз ничего не изменилось. В очередной раз горизонт накренился, на экране замелькали красные значки ошибок. Экстренная посадка, попытка удержать коптер в коридоре между деревьями… Аппарат не слушается стиков и смачно врезается в елку, стряхивая пухлые снежные кучи с разлапистых ветвей. Срезав пару десятков колючих веточек и осыпав нетронутой до той поры снег длинными зелеными иголками, коптер вырвался из лапника и упал в сугроб по соседству, попутно лишившись одной из лопастей. Время на более детальную дефектовку у меня не было — надо догонять колонну, в которой мы ехали по лесной дороге на самом большом и северном автополигоне в мире — Nokian Tytres White Hell, что переводится как «Белый Ад».
Мой водитель — невозмутимый и безразличный ко всему происходящему финн средних лет. "Если ты не возражаешь, сейчас я поеду побыстрее". Конечно, не возражаю! Колонна оторвалась минут на пять-десять. Я уже не раз восхищался тем, с какой скоростью едут по полигонным дорогам финские испытатели, внешне совсем не напоминающие пилотов ралли WRC.
Мой напарник на гонщика и вовсе не похож — но в его руках громоздкий "хайлюкс" AT35 полетел, как птица.
В том числе, и в прямом смысле слова — на перегибах рельефа автомобиль несколько раз взмывал в воздух.
Но больше всего поразило меня не это — а зацеп. Лампочка системы стабилизации вспыхивала всего несколько раз!
Тестовый Toyota Hilux Arctic Trucks AT35 оказался обут в новые шипованные шины Nokian Hakkapeliitta LT3 размерности 315/70R17.
Другие машины в конвое не менее занятные — Volkswagen Amarok подготовки Delta 4x4, Ford F150 Raptor, и все на таких же шинах, разработанных совместно с Arctic Trucks.
В ответ на вопрос, не выступал ли он в ралли, напарник, не меняя лица, рассказал о том, что ралли — это не его тема, но в свободное время от работы время выступает в соревнованиях Formula Offroad на тысячесильной багги.
На ней же — по озерам, которых в Финляндии бесконечно много… "Про меня есть ролики на ютубе, вот тебе моя визитка — погугли". На визитке Вилле Викаре — место работы и должность. Генеральный директор Arctic Trucks в Финляндии!
Меняемся за рулем. После Audi RS4 на боевом шипе, на которых дают погонять гостям полигона, Hilux на больших колесах ленив в разгоне, как обдолбанная эвкалиптом коала, но идет очень мягко и плавно. Пробую резкие торможения на снегу и обледенелых участках, с каждым виражом, насколько это возможно в конвойной езде, увеличиваю скорость в поворотах… Шины — хороши!
Скажу больше, мне не встречались еще подобного размера зимние шины с таким уровнем сцепных свойств. В принципе, это американский размер и формат. Америка — основной рынок сбыта шин LT-серии, не зря в колонне и на рекламных плакатах именно Raptor. Так вот, чаще всего на таких машинах зимой можно встретить ошипованные в стороннем сервисе шины AT M+S. По сравнению с ними, Hakkapeliitta LT3 — принципиально другой уровень!
Сравнить с шинами прежней модели провести не удалось — вместо этого организаторы предоставили несколько гибридных Audi Q5 на шинах Hakkapeliitta 9.
Учитывая разницу в типоразмере и массе автомобилей, говорить о корректности испытаний сложно — но на льду при торможении в пол импульсы ABS на Hilux возникали с заметно меньшей частотой. Старт в режиме газ в пол при отключенной ESP — также с меньшей пробуксовкой. Зацеп в поворотах и акустический комфорт — схожи, несмотря на разницу в авто. Формально LT3 в компании называют "премиальной шиной для легких грузовиков", но ведут они себя совершенно по-легковому!
"Десять лет назад, покупая пикап, люди делали это из сугубо практических соображений — делится своими мыслями Вилле, пока мы наматываем круги по полигону. — пикапы были простыми и утилитарными. Сейчас представить покупку пикапа для фермерства уже трудно. Теперь это больше навророченные автомобили для активного отдыха и приключений". В год финское подразделение Arctic Truck, которое возглавляет Вилле, подготавливает пять сотен внедорожников, среди которых все больше Ford Ranger.
На презентации, которую вел технический специалист марки, Матти Моори по прозвищу "мистер Шина", отдавший компании тридцать лет, разговоров о технике практически не было.
Но главное прозвучало — новая шина по всем показателям лучше старой, от гражданских шин ее отличают боковины с большим количеством арамидного волокна по всей высоте от диска до протектора, усиленный практически вдвое брекерный пакет с повышенным содержанием стали (для большей износостойкости), трехгранные шипы, впервые в мире сделанные целиком из нержавеющей стали, а также повышенный индекс нагрузки — до 1400 кг на одно колесо (у Hakkapeliitta 9 SUV — 630 кг). Скоростной индекс ниже, 160 км/ч (Q).
Визуальный индикатор износа — не в миллиметрах, а в процентах, чтобы было понятно американцам (которые привыкли считать износ в 32-х долях дюйма).
По словам Вилле, шины ему нравятся больше "девятки". "Больше зацепа! А еще их можно спокойно спускать до полутора атмосфер на дороге, и до атмосферы вне нее. Только не говори об этом Матти — он такие вещи не одобряет. Однажды жарким летом он позвонил мне, и спросил, на какой резине я езжу сейчас. Я честно признался, что на моем личном Land Cruiser 200 круглый год стоят зимние шины Hakkapeliitta, и мне их поведение очень нравится. Матти был очень недоволен!"
С самим мистером Шина мне удалось встретиться еще раз — на контроле в аэропорту, в плотной очереди, почти целиком состоящей из приехавших за северным сиянием китайцев. К слову, сияние накануне я тоже видел.
А еще — катался на собачьих упряжках,
и фотографировал полуденный рассвет, плавно переходящий в закат.
В общем, спрашиваю, мол, Матти, мне показалось, или LT3 и правда на льду держат лучше "девятки"? Финн огляделся по сторонам. "Это действительно так. Отличие LT3, помимо усиленной конструкции, в увеличенной на 4 мм общей длине металлического шипа, а также более глубоком (на 5 мм) протекторе. В итоге у них при прочих равных лучше зацеп на льду, они лучше гребут в глубоком снегу. Но на мокрой дороге управляемость у "девятки" будет лучше."
***
Текст и фото: Артем Ачкасов