Найти тему

Я-утверждения. Секреты эффективной коммуникации.

Оглавление

Эта статья посвящена стилю коммуникации, который фокусируется на чувствах или убеждениях говорящего, а не на тех мыслях и характеристиках, которые говорящий определяет для своего слушателя. Главный инструмент такого стиля - это Я-утверждения (или Я- высказывания).

Например, очень распространенная ситуация, когда человек говорит своему партнеру: "Почему ты никогда не приходишь домой вовремя?". Такое обращение чаще всего вызывает у слушателя ощущение, что на него нападают и естественное желание отбиваться. Но если к этой ситуации применить принципы Я-утверждений, то получится: "Я чувствую себя так неспокойно, когда ты задерживаешься без предупреждения и я не могу с тобой связаться". И в этом случае слушатель сможет понять истинные намерения говорящего.

РОЛЬ Я-УТВЕРЖДЕНИЙ В КОММУНИКАЦИИ

Концепция Я-утверждений была создала Томасом Гордоном в 1960х годах и им же были определены противоположные высказывания, т.е. Ты-утверждения, которые перекладывают вину и ответственность на слушателя. Я-утверждения же позволяют говорящему быть убедительным и выражать свою позицию без обвинений, которые зачастую заставляют слушателя обороняться. Я-утверждение может помочь человеку осознать нездоровое поведение и обычно способствует тому, чтобы говорящий взял на себя ответственность за свои собственные мысли и чувства, вместо того чтобы перекладывать ее на других.

Когда такой стиль коммуникации используется правильно, он способствует развитию позитивной коммуникации в отношениях и может помочь укрепить отношения, так как открыто делясь своими мыслями и чувствами партнеры создают более близкую связь друг с другом на эмоциональном уровне.

Я-УТВЕРЖДЕНИЯ В ТЕРАПИИ

Специалисты в области психологии постоянно поощряют использование Я-утверждений в общении с другими людьми. Особенно часто такая методика используется в семейной терапии, поскольку многие пары оказываются в замкнутом круге взаимных обвинений не способные обратиться к истинным чувствам или проблемам привязанности, которые и вызывают существующие конфликты. Я-высказывания могут позволить парам проработать свои разногласия без перекладывания вины и дальнейших обвинений.

На ранних стадиях практики применения Я-высказываний возможны недопонимания относительно правил их использования. Например, говорящий может произнести такую фразу: "Я ненавижу, когда ты не слушаешь меня". Не смотря на то, что начинаться такое предложение будет с местоимения "Я", оно относится к Ты-утверждениям, так как его основная функция - это выразить недовольство, а не поделиться своими искренними чувствами.

Может быть и так, что фраза не начинается с местоимения "Я", но при этом является полноценным Я-высказыванием, например: "Когда ты не слушаешь меня, я чувствую безразличие".

Как правило, в начале практики применения этого стиля коммуникации требуется быть очень внимательными, чтобы не вернуться к старым привычкам в общении, но постепенно позитивная обратная связь может поспособствовать закреплению новой привычки для эффективного общения.

Я-УТВЕРЖДЕНИЯ. ПРИМЕРЫ В ОБЩЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

Примеры использования Я-высказываний в общении родителей и детей можно привести следующие.

1. Отец хочет, чтобы его маленький сын перестал обзываться грубыми словами во время игр.

  • обычная реакция: "Если я еще раз услышу такие слова, мы немедленно пойдем домой, игры закончатся!"
  • Я-высказывание: "Я чувствую себя расстроенным, когда слышу такие слова, потому они обидные. Мне нравится играть с теми, кто говорит хорошие слова."

2. Женщина злится от того, что ее дочь, одолжившая у нее пальто, возвращает его с огромным пятном.

  • обычная реакция: "Ты испортила мое пальто! Как можно быть такой растяпой? Тебе же не пять лет!"
  • Я-высказывание: "Я расстроена и раздражена из-за того, что мое пальто испорчено, потому что у меня нет лишних денег на новое. Я была бы очень признательна, если бы вещи, которые я одалживаю, возвращались ко мне в целости и сохранности."

3. Подросток раздражен повторяющимися вопросами своих родителей о том, сделал ли он домашнее задание.

  • обычная реакция: "Отстаньте от меня."
  • Я-высказывание: "Я чувствую раздражение, когда мне снова и снова напоминают о домашней работе. Я уже достаточно взрослый, чтобы сделать домашку без напоминаний."

Используете ли вы такой метод общения в повседневной жизни?

Источник фото: unsplash.com