Найти тему

Как выбрать колодки тормозные для грузовых автомобилей

Оглавление

Безопасность транспортного средства зависит от многих факторов. Один из важнейших – нормальное функционирование тормозной системы, основным компонентом которой являются колодки. Данная статья познакомит вас с определением, особенностями устройства и использовании тормозных колодок в транспортных средствах, предложит полезную информацию о том, как их выбирать, менять и обслуживать.

Назначение тормозных колодок в транспортном средстве

Особенностью всех без исключения видов современных наземных транспортных средств, является использование в их системах торможения общего принципа. Основой его является сила трения. Конструкция системы торможения в своей основе имеет фрикционные тормозные механизмы, прикрепляемые к колесам. В этой системе две группы деталей, которые трутся: диски (или барабаны), а также колодки. Действует этот механизм следующим образом: нажатьем на педаль (привод может быть как пневматический, так и гидравлический) тормозная колодка прижимается к тормозному барабану. Результатом является процесс торможения.

Преобразование кинетической энергии (транспортное средство во время движения) в тепловую (выделяется при трении деталей) обеспечивает торможение, то есть падение скорости или остановка транспорта. Естественным сопутствующим эффектом процесса является нагрев тормозных колодок как следствие трения между колодкой и диском.

         То, насколько качественно и полноценно будут функционировать системы торможения в современных транспортных средствах, зависит главным образом от конструкции тормозных колодок.

Типы и устройства тормозных колодок

На сегодняшний день можно выделить два основных вида колодок, хотя принцип конструкции у них не отличается. У каждого из этих типов колодок в основе каркас (разной формы) из металла с люверсами – они необходимы, чтобы установить колодку в систему. Отсутствие отверстий на новой колодке  не является признаком плохо качества – они легко сверлятся в мастерской. Обязательно только последующая шлифовка. Процесс торможение происходит при соприкосновении накладки с диском (или барабаном – в зависимости от вида системы). В современном транспорте применяются два типа крепления накладок на колонку – клей и заклепки. Заклепки используют на отечественном грузовом автомобильном транспорте. На современных автомобилях с дисковыми тормозами накладки фиксируются при помощи клея.

  • Тормозные колодки, предназначенные исключительно для барабанных тормозных систем. В основном такие системы стоят на грузовиках, а кроме них – на задней оси многих марок легковых машин. Конструкционные особенности этого типа колодок учитывают специфику монтировки в тормозном барабане.
  • Разработанные под потребности дисковой системы, колодки устанавливаются в суппорт (что учтено в их конструкции), меньше по размерам и плоской формы. Устанавливаются они на как на передней оси (в основном, автомобильном транспорте легкового типа, а также во многих грузовиках), так и на задней.

Результативность работы тормозных колодок для грузовиков определяется преимущественно качеством фрикционных накладок, наличием  высокого показателя трения о металл барабана или диска (независимо из чего бы то не был изготовлен: сталь, чугун, алюминий). Чтобы достичь как можно более высокого показателя трения, изготовители колодок разрабатывают уникальные многосоставные композиционные смеси. Эта особая рецептура, в основе – полимерные композиции, органические или минеральные компоненты, различные добавки из мягкого металла. Она является важной частью собственности предприятия - изготовителя накладок и тщательно охраняется как коммерческая тайна.

         Такое внимание к композитной смеси, служащей материалом для фрикционных накладок, обусловлено зачастую неблагоприятными условиями среды, в которых им предстоит функционировать. Тормозная накладка должна не только иметь высокий показатель трения, а сохранять эти качества в таких непростых, иногда близких к критическим условиям, как резкая смена температурного режима, повышенная влажность или сухость, пыль и тому подобное.

         Одной из ценных функций накладки является ее способность снижать уровень шума, неизбежно возникающий в процессе трения, когда колодка трется о барабан или диск. Современные тормоза именно своей тихой, практически бесшумной работой, отличаются от своих предков, работающих на первых автомобилях – эти стальные колодки отчаянно скрипели, настраивая против первых автомобилей и без того напуганную общественность.

         В процессе эксплуатации накладка истончается и, изношенная, она теряет эффективность. Наиболее верный способ вовремя произвести замену износившейся накладки – изначально установить колодки с датчиками износа. Это избавит от необходимости постоянного контроля – о том, что пора сменить тормозные колодки сообщит индикатор, размещенный на приборной панели автомобиля.

         В зависимости от принципа работы, датчики можно разделить на электронные и механические. Принцип действия индикатора, основанного на законах механики довольно прост: сбоку колодки устанавливается специальное приспособление в виде скобы из металла. По мере износа колодки, скоба становиться все ближе тормозному диску пока не происходит трения. Неприятный скрежет является сигналом водителю, что колодку надо менять, она больше не пригодна к эксплуатации даже на самое короткое расстояние. Электронный датчик представляет собой встроенный в композитную смесь накладки. Как только накладка изнашивается до степени, когда датчик оголяется – сигнал поступает на панель приборов транспортного средства, избавляя, таким образом, водителя от необходимости искать дополнительные способы контроля за степенью износа накладки.

Как выбрать тормозные колодки

Причина, по которой к выбору колодок стоит подойти с максимальной ответственностью, проста – от правильности такого выбора зависит безопасность транспортного средства, а, значит, и человеческая жизнь. У колодок плохого качества эффективность торможения значительно ниже. На что же рекомендуется обратить внимание при выборе тормозных колодок:

  • Самый дорогой и самый надежный из существующих подходов: приобрести оригинальные колодки, которые непосредственно рекомендует изготовитель транспортного средства;
  • В любом случае выбор лучше остановить на проверенном, или хотя бы известном бренде;
  • Внимательно оцените внешний вид фрикционной накладки: у изделия хорошего качества по ровной поверхности должны быть равномерно распределенные вкрапления;
  • Необходимо тщательно проверить края накладки на предмет отсутствия сколов, а саму накладку – на отсутствие трещин.
  • Не стоит рисковать и приобретать изделие, на котором отсутствует спецификация колодки и штамп изготовителя;
  • Упаковка изделия тоже много может рассказать о его качестве: ответственный производитель размещает на ней всю информацию о себе, своем продукте; защищена голограммами, шрифтами или иными отметками.

Косвенным показателем качества изделия служит его цена. Дешевые колодки для транспортных средств иностранного производства – это как говорится «качество на риске покупателя», а вот колодки отечественного производства вполне могут стоить сотню-другую. Чтобы защититься от подделок не стоит пренебрегать внимательным осмотром внешнего конфигурации и подробной информации по изделий.

         Проще всего обеспечить своего железного коня надежными, безопасными и качественными колодками – это приобретать оригинальные изделия от проверенных производителей и в специализированных магазинах с объективными ценами.

Эксплуатация, обслуживание и замена тормозных колодок.

Долгосрочная и эффективная работа тормозных колодок зависит на только от качества изделия, но и от соблюдения некоторых несложных эксплуатационных правил. Одно из низ заключается в том, чтобы использовать на длительных спусках преимущественно торможение двигателем – тормоза сильно нагреваются, что отрицательно сказывается на результативности. Еще один способ предотвратить быстрый износ колодок – преодолевая водное препятствие, два - три раза чередовать быстрый разгон и торможение – это позволит просушить тормозные механизмы.

         Как бы аккуратно водитель не обращался с тормозной системой, рано или поздно колодки изнашиваются. В среднем ресурс колодок составляет от пятнадцати до тридцати километров пробега, хотя сигналом для смены колодок служит не пройденное машиной расстояние, а толщина накладки – когда она истончилась до 2-3 мм – накладки пора менять. Для грузового отечественного транспорта возможна замена только фрикционной накладки, в легковых автомобилях преимущественно меняются колодки в сборе.

         При всем доверии к датчикам износа, не лишним будет внимание и к таким признакам износа (а может быть и повреждения колодок) как появившийся при торможении шум, «мягкая» педаль, некоторая задержка при торможении. Все эти признаки могут быть симптомами как поломок, деформаций колодок, так и их недостаточно прочном креплении.

         Если соблюдать все изложенные рекомендации по выбору, замене и эксплуатации колодок, то система торможения будет работать надежно, ваш транспорт не станет угрозой безопасности.

Если понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться.

Спасибо, что Вы с нами!