Найти тему
Car&Travel

Про лебёдки, джеки, цепи, и вот это вот всё

На Drive2 и в других автомобильных сообществах регулярно вспыхивают споры после вопросов вновь прибывших о том, что лучше? Джек или лебедка? А может цепи или злая резина?

Сразу поделим все эти вещи на две части: резина и цепи нужны чтобы ехать, и о них я регулярно пишу отдельные посты. Сегодня же будем говорить о средствах самоспасения, когда извне помочь некому.

Также хочу отбросить случаи спорта и оффроада ради оффроада. Там люди засаживают машины специально, и вкладывают максимум доступных сил и денег чтобы это было веселее и задорнее.

Вторая категория, которой просто бессмысленно давать советы, описывается словами "Больше газа, проскочим!" и "Смотри, как я могу!". Это просто безнадежная категория.

Дальше будет о тех, кто едет в грязь не ради грязи, а с какой то целью, до которой необходимо доехать именно на машине, и нельзя дойти пешком. Это важное замечание, так как я не раз был в ситуациях, когда дойти пару километров пешком реально проще физически и быстрее по времени.

Первое средство самоспасения, на которое начинают смотреть начинающие джиперы - джек с какими либо приблудами для подъёма машины за фаркоп или колесо.

Не знаю зачем он поднял машину на этом фото, но это единственный кадр в моём архиве, где есть это устройство
Не знаю зачем он поднял машину на этом фото, но это единственный кадр в моём архиве, где есть это устройство

Как правило, такая комбинация оказывается достаточно бесполезной: подъём автомобиля за колесо в скользкой и неровной колее неопытным пользователем примерно поровну приводит как к желаемому результату, так и к соскальзыванию джека в сторону с последующим повреждением авто и (опционально) частей тела незадачливого джипера, пытающегося спасти падающую машину.

Второй сценарий, доступный машинам с силовым бампером: поднять за бампер, поставив джек на гребень колеи, и намеренно повалить джек в сторону, владельцам стоковых машин просто недоступен.

Чаще всего джек используется отнюдь не для повышения проходимости, а для полевого ремонта машины.

Кажется, не проходило дня в той поездке, чтобы с этим Cherokee не было проблем
Кажется, не проходило дня в той поездке, чтобы с этим Cherokee не было проблем

Вариант использования джека как лебёдки тоже хорош только в абсолютно безнадёжной ситуации, так как длина рейки в 120 или 150 см (а эффективный участок - 50-100 см) редко позволяет выдернуть машину на сушу. Повреждения же, причинённые летящим джеком при отрыве его от любой из точек опоры, лучше даже не представлять.

Ещё один случай, когда джек не поможет: в тот день я провалился бортом в бездонную яму с грязью. Джек в таких случаях должен быть со стороны грязи, но все колёса зарыты, машина под углом, а консистенция способна принять внутрь  любой длины джек вместе с опорой.
Ещё один случай, когда джек не поможет: в тот день я провалился бортом в бездонную яму с грязью. Джек в таких случаях должен быть со стороны грязи, но все колёса зарыты, машина под углом, а консистенция способна принять внутрь любой длины джек вместе с опорой.

Провозив в машине джек три года я использовал его:

  • 1 раз чтобы вытащить застрявший в подвеске дрын из колеи (бесценно, но это был случай оффроада ради оффроада там, где можно было быстрее дойти пешком)
  • 3-4 раза для замены колёс
  • пару раз в безнадёжных попытках вытащить машину
  • один раз чтобы перемешать джеком содержимое багажника и местами проломить пластик при скачках по полю. Плохо закреплённый джек - страшная штука.

Куда больше пользы мне принесла установленная в штатный бампер лебёдка. К слову, самая недорогая, для редких использований, с установкой, стоит сейчас около 30 тысяч, а б/у и того меньше. Хороший джек с набором приблуд стоит примерно 15-20.

Лебёдка в штатном бампере моего бывшего Mitsubishi Pajero Sport II
Лебёдка в штатном бампере моего бывшего Mitsubishi Pajero Sport II

Да, 9 из 10 случаев использования было связано с вытаскиванием из засады ближнего своего, но те редкие случаи, когда я вытаскивал себя, окупили установку с лихвой.

Краткий мануал по пользованию внедорожным арсеналом самоспасения я бы описал так:

  • Нужно ли мне туда ехать именно на машине или можно пешком?
  • Если нужно - едем очень аккуратно, проходя сначала пешком все потенциально засадные места и выбирая траекторию. Опционально - сглаживаем лопатой потенциально проблемные места. 10 минут работы лопатой экономят полдня на поход за трактором.
  • Не злоупотребляем газом и скоростью, так как машина, запрыгнувшая в каки с разбега, сидит там значительно плотнее, чем заехавшая аккуратно.
  • Обязательно спускаем давление в шинах.
Уже на этом моменте ликвидируется 99% всех случаев заседания машины
-5

Если видим, что заседание неизбежно, а ехать надо:

  • Убеждаемся, что лебёдка исправна
  • Находим на траектории опору, до которой точно дотянется трос
  • Выбираем траекторию, при которой участок, пройденный на лебёдке, будет минимальным
  • Едем до последнего, только потом лебедимся, убедившись, что машина не упёрлась в препятствие чем то нужным
Хороший пример леса, когда деревьев много, а лебедиться не за что: корневая система деревьев вокруг дороги сгнила, и лебедка только валит дерево на машину
Хороший пример леса, когда деревьев много, а лебедиться не за что: корневая система деревьев вокруг дороги сгнила, и лебедка только валит дерево на машину

Бывает, что и лебедиться не за что, а машина уже сидит. Тут есть два способа вытащить себя, не ходя за трактором:

  • Найти нестандартный зацеп. К примеру, иногда машине надо совсем немного, и достаточно обмотать корозащитной стропой или буксировочным тросом кусты, хилые деревца, или даже камыш в болоте.
  • Если вы совсем в степи - можно закопать поглубже джек (отличное применение!), запасное колесо, или штурмана, которому было лень ходить на разведку. Такой "якорь" хоть и требует много времени на сооружение, но всё же меньше, чем поход за помощью, а педагогический эффект процедуры вообще бесценен.

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Есть что сказать? Добро пожаловать в комментарии!

Авто
5,66 млн интересуются