В мае 1969 года, после окончания обучения в школе младших авиационных специалистов (ШМАС), для прохождения дальнейшей службы, я был направлен в 185-й Гвардейский Кировоградско-Будапештский полк дальней авиации в г. Полтава. На вооружении полка стояли самолеты Ту-16.
Структура авиационного полка дальней авиации
В состав полка входят:
Три эскадрильи, по десять самолетов в каждой. Эскадрилья, в свою очередь, делится на три звена. В каждом звене по три самолета, плюс самолет командира эскадрильи. А также технический персонал эскадрилий, для проведения мелких работ и подготовки самолетов к вылету.
Отдельно, самолет командира полка и самолет заместителя командира полка по летной подготовке. Итого 32 самолета.
Штаб полка.
ТЭЧ – технико-эксплуатационная часть, занимается проведением регламентных работ и устранением неисправностей, которые не могут быть выполнены технической службой эскадрильи, на месте стоянки самолетов. А также, замены двигателей, в случае аварийной ситуации. Весь персонал ТЭЧ поделен на группы.
АПЛ – авиационная полевая лаборатория, где проводились регламентные работы и подготовка крылатых ракет.
Первые впечатления
Как я писал в статье: «Дальний бомбардировщик Ту-22. Первая встреча, первые впечатления», мне довелось побыть, на пересыльном пункте в Озерном. Так вот, Озерное, это закрытый гарнизон со строжайшей дисциплиной. Одиночные передвижения солдат по территории гарнизона запрещены, на каждом углу патрули.
Помню такой курьезный случай. Послали меня на кухню, в наряд. Столовая, в которой находилась кухня, имела форму буквы «П». Так вот, несколько человек, включая и меня, отправили из одного крыла столовой в другое, при этом надо было выйти на улицу и пройти промежуток от одного крыла до другого. Нам надо было пройти всего метров пятнадцать. Не успели мы дойти до входных дверей другого крыла, как нас остановил патруль. В результате едва не угодили на гауптвахту.
В Полтаве, все было по-другому. Я был определен в ТЭЧ, в группу по обслуживанию и ремонту двигателей. Группа не большая, всего пять человек. Возглавлял группу капитан Величко, также в группе были два сержанта сверхсрочника, один вольнонаемный и я – солдат срочной службы. В мои обязанности входило, при постановке самолета на регламентные работы – осмотреть двигатели на предмет течи топлива или масла, снять промыть и продуть топливные и масляные фильтры. О замеченных неполадках доложить начальнику группы. Рабочий день длился с 9-00 до 18-00. Во время проведения работ, задействовался весь личный состав, включая и офицеров.
После матчасти, солдаты возвращались в казарму и больше ими, кроме старшины роты, никто не интересовался. Изредка на вечернюю проверку, или в воскресенье, заглядывал кто-нибудь из дежурных офицеров, на этом все и заканчивалось.
В ноябре 1970 года, я был демобилизован и уехал на родину. В 1974 году полк был перевооружен, вместо Ту-16 в полку появились ТУ-22М.
Читайте другие мои статьи по этой теме.
Ту-4 первый советский дальний бомбардировщик-носитель ядерного оружия. Часть 2
В настоящее время на месте полтавского аэродрома, Украиной организован музей дальней авиации. 185 полк дальней авиации расформирован в 2000 году.
В настоящий момент, на Украине дальней авиации нет.
Сам самолет Ту-16, его характеристики и обслуживание, рассмотрим во второй части.
Понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Вам не трудно, а мне стимул для написания других статей.