«В старые времена, когда у человека была тайна, которой он ни с кем не хотел делиться, знаешь, что он делал?- он шел на гору, находил дерево, проделывал в нем дупло и шепотом рассказывал в него свою тайну. Потом брал влажную землю и залеплял ею дупло. И тайна навечно оставалась внутри».
(c) из фильма "Любовное настроение"
Краткое описание. 60-е годы. Гонконг. Журналист Чоу (Тони Люн Чу Вай) и Су (Мэгги Чун) со своими супругами по случайному стечению обстоятельств арендуют соседние комнаты. Их супруги постоянно находятся на работе. Потихоньку соседство Чоу и Су приводит к одинокой дружбе, а после погружает наших героев в чарующее любовное настроение без намека на пошлость. В их мире пошлости нет места.
Итак, европейское и американское кино подарило миру большое количество превосходных мелодрам. Постепенно в этом жанре началась стагнация, так как западное кино не могло предложить ничего нового.
В 2000 году известный гонконгский режиссер Вонг Кар-Вай (на западе стал известным благодаря фильму «Чунгкинский экспресс») привез на Каннский кинофестиваль свой новый фильм, который в последствии, станет его визитной карточкой и лучшей работой (последующие три полнометражные картины «2046» , «Мои черничные ночи», «Великий мастер», так и не достигли уровня «Любовного настроения»).
Вонг снял потрясающую романтическую историю, наполненную тайной Востока, языком взглядов, красивейшей музыки и блистательной актерской игрой.
Режиссёр специально скрыл от зрителя супругов обоих персонажей и остается только догадываться, как они выглядят и какие ассоциации должны вызывать. Супруги героев изменяют своим половинам, довольно скоро становится очевидно, что изменяют им друг с другом. Делясь между собой переживаниями насчет измен супругов между Чоу и Су появляются чувства, отличные от простой дружбы двух соседей, но герои не позволяют дать им ход. Простой сюжет который можно пересказать в двух предложениях становится настолько близким, что только истинный мастер может снять его таким безупречным.
Это картина о невысказанных чувствах и случайной встрече двух одиночеств в большом городе, которые не хотят строить отношения, как их супруги. Некоторые сцены повторяются с небольшими изменения ракурса и весь фильм подобен воспоминаниям об утраченном времени и тоске о несовершенном первом шаге. Страшную тоску, также, навивает отказ героев от личного счастья (в понимании современного человека) в пользу ее успокоения в браке и его погружения в работу, чтобы дать главной тайне в жизни превратиться в искаженное далекое воспоминание. Физические контакты ограничиваются его робкими, неловкими прикосновениями к ней подобно подростку не представляющему как не нарушить таинство происходящего, а максимум, что она позволяет себе, положить голову ему на плечо пока такси везет их в сторону дома, а Гонконг в это время, упрямо прячет их тайну в недрах своих бесконечных переулков.
Если европейские Ромео и Джульетта не представляют жизни друг без друга, то Чоу и Су по восточному внутренне живут надеждой, они смогут найти свое счастье в следующей жизни, но подозревают, что жизнь только одна и они встретились не в том мире.
После просмотра фильма в голове заседает мотив трогательной мелодии и не покидает чувство того, что всепоглощающая любовь может прийти в любой момент и ее объектом, может стать совершенно неожиданный человек. Фильм Вонга Кар-Вая дает возможность для любви перейти от уровня физического ощущения до уровня визуального созерцания, что усиливает веру в наличие чистых чувств, которые пусть и живут только в воспоминаниях прошедших дней, но наполнены теплотой и трепетом.
Режиссерские приемы. На протяжении фильма у Мэгги Чун постоянно меняется цвет платья, а у героя Тони Люн Чу Вая меняется цвет галстука (подобные метаморфозы могут происходить даже в одной сцене). Игра цветами помогает понять общее настроение героев и их текущий внутренний мир. Вместе с тем, трогательные чувства усиливаются за счет превосходной операторской работой, заставляющей зрителя видеть быт настоящего «Любовного настроения».
За кадром. Вонг Кар-Вай в последний момент вырезал постельную сцену между главными героями и не пустил пошлость в их хрупкий мир, что определенно верный шаг для того, чтобы сделать настоящий киношедевр, который мог поставить только восточный режиссер.
Локализация. Название картин Вонга Кар-Вая редко сохраняют при переводе свое точное название, так «Любовное настроение» при дословном переводе значит, «Годы, подобные цветам», что дополняет картину восточной поэтичностью в отношении главной героини, ее возраста и внутреннего трепета.
Любовное настроение – превосходное кино.
Мой канал в Telegram. Очки Вуди Аллена. Подписывайтесь. https://t.me/woodyallenglasses