Всё-таки, лихие 90-е, были удивительно интересным и странным временем. Согласитесь, сегодня очень сложно себе представить, чтобы УАЗ смог создать совместное предприятие с компанией из США и поставлять за океан свои "козлики" и "буханки", которым уже больше 40 лет.
А ведь такое реально могло случится. В 1997 году должна была начаться продажа внедорожника УАЗ 31512 в Соединённых Штатах Америки.
Кто стал инициатором столь залихватской затеи, как готовили машину для поездки за океан и что из этого получилось, и буду рассказывать в этой статье!
Кому пришла в голову эта затея?
Самим американцам. Точнее одному из них, по имени Уильям Андерсон. В 1991 году, он каким-то образом оказался в России, успел увидеть доселе незнакомый джип, и так влюбился в нашего "козлика", что решил поставлять УАЗы к себе на родину, в США.
Вернувшись домой, он основал компанию UAZ of America. Это случилось 7 июля 1993 года, а уже 18 ноября он прилетел на Ульяновский завод, чтобы договариваться о поставках машин.
Руководители завода были так ошарашены своим счастьем, что сначала замешкались, как девушка на выданье, но всё же, согласились.
Зачем вообще понадобились за океаном наши спартанские внедорожники?
Всё просто. В Америке любят джипы не меньше нашего и бездорожья у них хватает. Просто к середине 90-х, все местные производители таких машин стали требовать за них слишком большие деньги.
И понятно почему. Jeep и другие марки стали вставлять в свои модели климат-контроль, кожаные сиденья и другие "навороты", которые обычным сельским американцам не нужны.
УАЗ же, был совсем другим - очень дешевым, простым в ремонте и живучим. На это и делал ставку Андерсон, собираясь продавать "козлика" за смешные для американцев 10 000 - 12 000 долларов за новый внедорожник. Например, знаменитый Hummer стоял тогда 80 000 долларов.
Как меняли УАЗ для американцев?
Разумеется, в том виде, в каком УАЗ 31512 продавали в России, Андерсон вести его на родину не собирался. Там люди требовательнее и законы жёстче.
Было 3 проблемы. Автомобиль не отвечал американским требованиям по безопасности, экологичности. Кроме того, требовалось улучшить комплектацию, при этом, сохранив низкую стоимость джипа.
Раму, кузов, мосты и подвеску американцы трогать не стали, а вот двигатель поменяли. Поставили под капот V-образную "шестёрку", объёмом 4,3 литра и мощностью 223 л.с.
Такой же двигатель тогда устанавливали на Chevrolet Blazer. Выкинули нашу коробку передач, и поставили свою механику от фирмы BorgWarner. Как я уже говорил, подвеску серьёзно не меняли, но поставили газонаполненные амортизаторы от известной компании Monroe.
Под такой мощный мотор потребовались другие тормоза. Сумели подобрать суппорта от Shevrolet, а вентилируемые диски разрабатывали специально для этой модели.
Изменили рулевую колонку и поставили трамвобезопасный руль, с возможностью установки подушки безопасности. Интересно, что усилитель руля должен был быть отечественным, от Ульяновского завода.
Кстати, боковые бензобаки признаны в США опасными и запрещены, поэтому Андерсону пришлось искать новое место для расположения бака и лючка.
Естественно, полностью переделали салон. Поставили новые сиденья, другую панель приборов, замки дверей. Отмели вариант с жёсткой крышей, но сварили свой каркас и приделали более качественный тент на липучках.
Пришлось решать вопрос с кондиционером. Как же американцы будут ездить без кондиционера?
Из других "мелочей" можно отметить кенгурин, новые колёса и оригинальные диски, которые вы видите на фото.
Как сложилась судьба проекта?
Сначала, всё было просто отлично. Машину продемонстрировали на автосалоне в Нью-Йорке в 1994 году. Сразу 2000 американцев изъявили своё желание купить УАЗ, а сам Андерсон намеревался продавать его в Канаду и Латинскую Америку.
Более 70 дилеров из разных штатов согласились взять наш джип на реализацию.
В том же году, за океан уехала первая партия машин (24 штуки), и планировалось вслед за ними отправить ещё 90 автомобилей. Более того, американские партнёры Ульяновского завода даже были готовы наладить у себя отвёрточную сборку модели.
А затем, у Андерсона просто кончились деньги. Как он сам признался в своём интервью, пару лет спустя, ему потребовалось слишком много средств для реализации проекта в США и сил, чтобы преодолеть коррупцию в России.
И это обидно, ведь Уильям так верил в "козлика", что продал две своих компьютерных фирмы, мечтая разбогатеть на продаже УАЗиков.
Советую посмотреть:
ГАЗ-24-24 – «Волга» с автоматом, замаскированным под механику.
Lada Siluet – совместный проект АвтоВАЗа и канадцев, который мог пойти в серию вместо Весты.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.