(2018, США)
Даже если вы не знаете французского режиссера Жака Одиара и не видели его фильмов (например, "Пророка", о котором я однажды писал), всё равно, косвенно вы с этим мужиком давно знакомы. Потому что это ведь он написал сценарий того самого "Профессионала" (1981) с Жаном-Полем Бельмондо - зарубежной картины, что в СССР обрела культовый статус. Ну а музыку Эннио Морриконе из "Профессионала" каждый из вас, я уверен, и помнит, и любит, и безошибочно насвистит её, даже если вас попросить об этом, разбудив среди ночи.
Сценарий к "Братьям Систерс" Жак тоже написал собственноручно, взяв для экранизации... нет, вовсе не биографию сестробратьев Вачовски, а увешанный наградами и номинациями, роман Патрика де Витта. И это хорошо. На качественную литературную основу наложилось мастерство Одиара-сценариста, и в итоге мы с вами получили один из лучших вестернов уходящего года. Вестерн, который запросто мог бы стать самым лучшим, кабы нынче пьедестал не оккупировала "Баллада Бастера Скраггса" братьев Коэнов, а чтобы её переплюнуть, тут надо было и вовсе наизнанку вывернуться. Причем не один раз.
Одиар своё здоровье бережёт и наизнанку в работе не выворачивается, но почетное второе место в моем личном рейтинге вестернов-2018 занимает уверенно. Его история про двух дикозападных наёмников, братьев Чарли и Илая Систерсов хороша уже тем, что их играют, без балды, выдающиеся ребята Хоакин Феникс и Джон Си Райли. И сами по себе каждый из них харизматичен до дрожи в коленках, а в дуэте они настолько гармонично оттеняют друг друга, что даже будь здесь плоский, как фанера, сюжет, его можно было бы простить за один только контрастный дуэт забияки-алкаша Феникса и наивно-туповатого Си Райли.
К счастью, с местным сюжетом тоже всё ништяк. Он не слишком заверчен, но по-своему уникален и искрит множеством приятных фишек. Некий могущественный Командор (Рутгер Хауэр) отправляет наёмников Чарли и Илая Систерсов в погоню за обокравшим его золотоискателем Уормом (Риз Ахмет) с благой целью - понаделать в Уорме входных отверстий сорок пятого калибра. И чем больше, тем лучше. Выследить беглеца братьям помогает сыщик Моррис (Джейк Джилленхол), который уже идет по его пятам и теперь шлёт своим компаньонам по почте ориентировки, куда им надо отравляться.
И братья скачут следом за Моррисом и своей будущей жертвой сначала по Орегону, а затем по Калифорнии, влипая в дорожные приключения со стрельбой, грабежом, насилием и прочими наемничьими радостями. Одно только они пока не ведают - то, что по прибытию на место их ждёт офигительный сюрприз. Да такой, который ни много ни мало пустит их жизнь по совершенно новому руслу...
Касательно занятных фишек, которых Одияр насыпал в свой фильм не меньше, чем мексиканский повар кладет перца в своё чили. Во-первых, помимо дуэта Феникса и Си Райли было чертовски любопытно увидеть ещё один экранный дуэт - Джилленхола и Ахмета. Причем эти двое, в отличие от первых, уже рецидивисты, поскольку играли на пару в "Стрингере" . Во-вторых, несмотря на постоянно нависающую над Систерсами тень их нанимателя Командора, Рутгера Хауэра вам покажут здесь лишь дважды. Первый раз - через мутное оконное стекло, а второй раз... нет, не скажу, потому что это будет спойлер. Причем, в отличие от своей мимолетной роли главного гада в том же "Достучаться до небес", здесь Хауэру не дали сказать вообще ни единого слова. Вот уж не знаю, обиделся он на Одиара за это или нет, но поклонникам Рутгера за него обидно, это уж точно.
И, в-третьих, "Братья Систерс" - единственный вестерн на моей памяти, показывающий, как на Дикий Запад пришла... зубная щётка. Не знаю, как оно происходило на самом деле, но в этой истории приобщение тамошних обитателей к гигиене полости рта выглядит довольно забавно. И придает без того ироничному фильму ещё больше жизни и очарования.
***
В общем, отличное кино: в меру жестокое, в меру боевое, в меру ироничное, в меру драматичное. Всего в нём аккурат в самую меру, без перегибов. Жак Одиар высчитал идеальный баланс, чтобы угодить и поклонникам олдскульных вестернов, и реалистично-жестоких современных. Да и блестящим актерским ансамблем искренне порадовал - что есть, то есть.
Смотрите и наслаждайтесь, что ещё тут можно добавить?
********
Дорогие друзья и читатели "6000 миль до Голливуда"! Автор этого канала поздравляет вас с наступающим Новым годом и желает вам, помимо увесистых материальных благ, также много-много здоровья, позитива и хорошего забористого кино! Как в будущем году, так и всегда.
До встречи в январе 2019-го!