Найти тему
6000 миль до Голливуда

Попробуй тут выжить. Мрачная криминальная драма Жака Одиара.

("Пророк", Un prophète, 2009, Франция)

Полагаю, многие из вас, кому пришелся по вкусу криминально-драматический триллер Рика Романа Во "Выстрел в пустоту", не слышали о вышедшем 8 годами ранее, "Пророке" Жака Одиара.
А напрасно. Очень близкая "Выстрелу" и по сюжету, и по духу, и по смыслу, эта картина снята столь же жестко и сильно. Вдобавок менее художественно, что в данном случае хорошо, и реалистичнее. По крайней мере тюрьма в "
Пророке" выглядит гораздо мрачнее и неуютнее. Да и безграмотный 19-летний паренек Малик (Тахар Рахим) куда более подходящий герой для истории типа "пацанчик к успеху шел", чем 40-летний гламурный брокер Джейкоб (Николай Костер-Вальдау) из драмы Во.

Широким корсиканским пацанам эта тюрьма явно жмет в плечах.
Широким корсиканским пацанам эта тюрьма явно жмет в плечах.

Хотя, конечно, по сравнению с российскими тюрьмами французская в "Пророке", несмотря на ее мрачность - всё равно что санаторий-профилакторий. Где за хорошее поведение и под чье-то авторитетное поручительство даже в увольнительные наружу отпускают.
Но, как бы то ни было, неволя есть неволя, и когда в нее попадает круглый сирота безо всяких связей и "крыши", ничего хорошего его там не ждет.

Вот и Малику однажды не повезло: подрался с полицейскими и был отправлен за решетку - один-одинешенек, в полную неизвестность. Почти как в какой-нибудь ролевой видеоигре, чей герой попадает в абсолютно неизведанный мир фактически голым, босым, безоружным и магически необразованным. Где ему в итоге суждено пройти полный тягот и невзгод путь от полудохлого слабака до прокачанного спасителя этого самого мира. Либо его губителя, если в игре есть выбор, на чьей стороне воевать - Света, или Тьмы.

Игра под названием "Шесть лет общего режима", в которую не повезло сыграть Малику, отчасти напоминала первую "Готику" с ее безымянным героем-зеком и его дальнейшими похождениями в "тюремном" мире острова Хоринис.
Впрочем, Малик ни о какой "Готике" слыхом ни слыхивал - он и читать-то едва умел, - поэтому такое сравнение ему в голову не пришло. Но принцип "выживалова" среди тюремных банд он усвоил сам, безо всяких учебников. И, дабы сохранить здоровье и крохи достоинства, вскоре перешел под крыло одной из группировок - корсиканцев, коими верховодил свирепый Лучиани (Нильс Ареструп). Ради чего Малику пришлось запятнать себя "мокрухой", но тогда это показалось ему приемлемой ценой за бандитское покровительство.

Как говорится, так сильно заподозрил в кореше неладное, что аж заточка в кармане зачесалась.
Как говорится, так сильно заподозрил в кореше неладное, что аж заточка в кармане зачесалась.

Дальнейшее течение сюжета тоже идет по схожему с "Выстрелом в пустоту" руслу - Малик мало-помалу осваивается в тюрьме, взрослеет, матереет и одновременно всё глубже увязает в этой трясине. Так, что "свобода с чистой совестью" ему с каждым днем светит всё меньше и меньше, если вообще светит. Разве только развязка у "Пророка" будет с иным подвывертом, но тоже красивой и высоко-драматичной.

Немудрено, что старания Одиара были оценены по достоинству.
Его работа завоевала немало престижных наград и даже была номинирована на Оскар ("Лучший фильм на иностранном языке"), но, к сожалению, тот уже не выиграла. Также, помимо ее "закоса под реализм" и визуальной схожести с документальным кино, радует в ней и отсутствие скуки, которой страдают многие "фестивальные" киноленты. Поток остросюжетных событий в "
Пророке" до самого финала идет плотный и разнообразный, что для фильма длиною в 2,5 часа тоже немалое достижение. Вдобавок ближе к развязке действие начнет выходить уже за пределы тюремных стен, что опять-таки подстегнет интересность этой истории.

Впечатляют и актеры, правдоподобно изобразившие своими "уголовными мордами" весь спектр зековских эмоций, от полной безнадеги до дикой ярости.
Эволюцию характера самого Малика выдающий себя за 19-летнего, 28-летний Тахар Рахим тоже показал выше всяких похвал. Поначалу Малик не производит никакого впечатления: тихий, нервозный, туповатый - такого даже в "шестерки" брать неохота. Однако со временем в нем начинают проявляться и смелость, и злость, и змеиное коварство, и прочие качества "передовиков бандитского труда". Кроме разве что романтического "братанского" пафоса - этого в "
Пророке" не ищите, за этим идите в какую-нибудь "Бригаду" и иное криминальное фэнтези.

- Ну что за тяжелые времена! Опять чифирить со вчерашними круассанами придется.
- Ну что за тяжелые времена! Опять чифирить со вчерашними круассанами придется.

***

В общем, не могу сказать, какой из фильмов Жака Одиара считается более известным: "Пророк" или "Братья Систерс" - оригинальный вестерн, снятый им в европейских "прериях".
А вот какой из этих двух фильмов лучше, это, безусловно, первый. Который, хоть и повествует про откровенных негодяев, кому вряд ли будешь сопереживать, всё равно, снят довольно захватывающе. И, что тоже замечательно - лишен всякой авангардной мутотени и рефлексивного соплежуйства, часто присущих еврофильмам на подобную тему.
Нет, эта история сжата и напряжена, как взведенная пружина, каждый виток которой - очередной крутой драматический поворот сюжета, а их здесь немало.

Ну а если совсем вкратце, то перед вами один из лучших - и жестких, - французских криминальных фильмов 2000-х. Игнорировать который всем поклонникам жанра будет негоже, как и другую яркую "франкобандитскую" картину того времени - "Врага государства №1" Рише с Венсаном Касселем. Которую, уверен, вы-то уж точно видели, не так ли? Или нет?..

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):

Всем, кто желает угостить автора коньячком: