("Стрингер", Nightcrawler, 2014, США)
Вряд ли, конечно, режиссер/сценарист этой ленты Дэн Гилрой знаком с русско-английским фильмом 1998 года "Стрингер" с Сергеем Бодровым-младшим. Однако что-то общее, особенно в завязках двух картин, имеется. По крайней мере наши прокатчики ту историю Павла Павликовского наверняка помнили, раз переименовали оригинальное Nightcrawler Гилроя именно так.
Стрингеры - это, как вы понимаете, не маркетологи трусов, а представители гораздо более авантюрной профессии. Не знаю, как они сами ее характеризуют, но для стороннего наблюдателя она - что-то типа экстремальной городской фотоохоты. Само собой, не за птичками, котиками и бабочками, а за событиями гораздо более остросюжетными, криминальными и желательно "эксклюзивными".
На самом деле, если судить по герою "Стрингера" Луису (Джейк Джилленхол), стать охотником за сенсациями может любой, у кого есть профессиональная видеокамера, полицейская рация и шустрая "тачка". И вдобавок изрядное хладнокровие - но им должен "по умолчанию" обладать каждый охотник за кем бы и чем бы то ни было.
Хотя поначалу у Луиса - мелкого городского вора, - из всего вышеперечисленного только хладнокровие и было. А вот везения и денег - как-то не очень, ибо сбыт краденой "мелочевки" дохода почти не приносил, и на работу "мутного" парня никто брать не хотел. Да еще, того и гляди, в тюрьму загремишь при таком образе жизни, чего Луису страсть как не хотелось.
И вот однажды чисто случайно он стал свидетелем того, как парочка ушлых фотографов снимает на улице автокатастрофу буквально по горячим следам - еще до приезда "скорой". После чего заинтригованный Луис не постеснялся подойти и спросить: "А чегой-то вы тут делаете, кино-то уже кончилось?".
Ему в ответ не постеснялись объяснить: мол, то да сё, работа у нас такая - носиться по городу в поисках сенсаций, а потом продавать отснятый материал телеканалам за хор-р-рошие "бабки".
- Во, блин, я тоже так хочу! - воодушевился Луис. И, продав еще немного краденых вещей, купил себе нужные "гаджеты" и вышел в ночной мегаполис на стрингерский промысел.
Поначалу новоявленному фотобраконьеру, конечно, не везло, но "фарт", как и все остальное, приходит с опытом. И когда масть Луису наконец поперла, тут-то и выяснилось, насколько этот тщедушный экс-воришка (или бывших воров не бывает?) беспринципный рафинированный мерзавец, готовый на всё, лишь бы добиться своего. Причем абсолютно на всё, даже на... (вырезано антиспойлерной цензурой).
Честно говоря, при первом просмотре "Стрингера" он меня разочаровал. И своим линейным, без изысков, сюжетом, и простенькими диалогами. Но особенно - главным героем, который в плане любых эмоций представлял собой рыбу, причем давно издохшую. И который вызывал антипатию, даже когда просто стоял, молчал и ничего не делал. А уж когда Луис начинал шевелиться и открывать рот...
Однако, пересмотрев "Стрингера" несколько лет спустя, я понял, что был сильно неправ. Потому что именно таким - до отвращения отталкивающим, - Луис Гилмором и задумывался. Этакая подколодная змея в обличье безобидного "задохлика", которая никогда не атакует в открытую, зато исподтишка жалит яростно и наповал. То есть - эталонный антигерой, на примере которого можно изучать образы антигероев в ПТУ для сценаристов.
Да и, на первый взгляд, незамысловатый сюжет здесь в действительности куда глубже, чем выглядит.
Пикирование главгероя из простого мерзавца к полному аморальному "днищу" показано Гилроем педантично и "пошагово". С непременной "фиксацией результатов" процесса в виде всё более мерзких поступков Луиса и его полной неспособности испытывать угрызения совести.
И пусть сам антигерой Джилленхола внешне при этом никак не меняется, прочие участники этого фильма-препарирования человеческой подлости - то есть герои Риза Ахмета, Рене Руссо, Билла Пэкстона и других, - сыграны всё же гораздо живее и эмоциональнее. Что создает яркий контраст между "змеевидным" Луисом и всем остальным человечеством. К которому сам этот человек-рептилия принадлежит разве что фактом наличия у него рук, ног и головы.
***
В общем, "ну, во-первых, это красиво". В смысле, когда Луис мчится по ночному Лос-Анджелесу на своем красном Dodge Challenger в погоне за очередной сенсацией, этим можно любоваться столь же бесконечно, как за игрой пламени и текущей водой.
А что "во-вторых" - об этом всё сказано выше.
Да, без должного настроя на восприятие сего драмотриллера он может и разочаровать - так, как это случилось со мной в 2014-м. Однако, если вы сразу настроитесь на то, что это не обычная история про "плохиша", коему можно сопереживать, а исследование психики настоящего подонка, именно тогда "Стрингер" раскроет вам все свои достоинства.
Только так и не иначе, поэтому будьте осторожны, чтобы тоже не обмануться в своих ожиданиях.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):