Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Достучаться до небес

Оглавление

(1997, Германия)

На примере этого кино режиссера Тома Яна очень показательно наблюдать, как один и тот же фильм в одних странах забывается еще на стадии проката, а в других внезапно становится культовым и его помнят не то, что годами - десятилетиями! И в США, и в Европе "Достучаться до небес" прошел совершенно незаметно, не заработал ни денег ни славы, не выдвигался ни на какие премии (не считая своих, чисто германских) и вообще неизвестно, что там делал. Такое впечатление, будто ленту вывезли за границу, но из коробок почему-то не вынимали и в кинопроекторы не заряжали. То ли дело в нашенских сугробах, где мы наблюдаем полярно обратную ситуацию! Помимо того, что Тиль Швайгер завоевал на Московском МКФ "серебро" в категории "Лучший актер", а сам фильм был номинантом на главный приз, картина внезапно обрела на видео огромную популярность (судя по отсутствию данных, в прокат ее у нас, кажется, не выпускали). Такую популярность, что даже спустя двадцать с лишним (!) лет вряд ли найдется в России кинолюбитель, который не смотрел "Достучаться до небес", ничего о нем не слышал и не готов процитировать, пусть даже не дословно, его знаменитые пронзительные диалоги о море.
Так в чем же причина такого культурного феномена? Неужели в одной лишь назойливой рекламе этих видеокассет, что крутили тогда круглосуточно по всем телеканалам? Но ведь параллельно с этим фильмом рекламировалась еще целая гора видеопродукции, да только какое еще название оттуда врезалось в зрительскую память столь же крепко?
"Спина к спине"? Вероятно. Но все равно, это не тот пример, который можно смело поставить в один ряд с криминальной трагикомедией Тома Яна.

-2

Справедливости ради замечу что Том, желая вызвать у зрителя бешеное сочувствие к своим главным героям (Швайгер и Лиферс), обошелся с нами очень коварно. В первых же сценах нам шарахают обухом по лбу: оба героя неизлечимо больны раком, а первому и вовсе осталось жить считанные дни... То есть при любом раскладе финал картины предрешен, о чем режиссер предупреждает нас открытым текстом. И когда все любители хэппи-эндов после такой его эскапады обиженно покидают зал, мы - стойкие и эмоционально уравновешенные зрители, - продолжаем следить, как оба "смертника" день за днем доживают свой земной срок. И, само собой, делают они это не в унылой палате под капельницами, а бегут прочь из больницы в сторону моря, заодно ударившись по дороге во все тяжкие. Но кто же спонсор их отходного банкета, если у обоих в карманах свищет ветер? Ну, так уж вышло, что в багажнике угнанной ими машины лежал чемодан с целой кучей бабла - согласитесь, бывают же в предсмертной жизни такие удачные совпадения! Правда, есть одна загвоздка. Баблишко то, ясное дело, не бесхозное, а принадлежит мафии, которую его потеря очень расстроила. И что, вы думаете, наших героев это остановит? Ну да, ага, напугали ежа голым задом... Вернее, умирающего от рака мозга - приставленным к башке "стволом"! Поэтому геройский банкет будет идти до победно-смертельного конца, несмотря на свистящие над головами бандитские пули и завывания за спиной полицейских сирен.

***

В общем, что тут сказать? Удивительная картина с не менее удивительной судьбой. "Достучаться до небес" смогло невероятным образом достучаться до российского зрителя, гармонично сочетая в себе, казалось бы, абсолютно не сочетаемое: высокий трагизм, безнадежный фатализм и в то же время... отборный юмор, причем зачастую вовсе не черный, а тонкий и философско-ироничный. И пусть второго участника здешнего актерского дуэта Яна Йозефа Лиферса у нас почему-то запомнили плохо, зато Тиль Швайгер стал после этого кино настоящим народным артистом России. В неофициальном статусе которого он пребывает и поныне, несмотря на все российско-германские политические дрязги последних лет. Впрочем, "Достучаться до небес" они не касаются - это кино вот уже двадцать лет кряду держится вне всякой политики, за что на него абсолютно никто не в обиде.

P.S. При подозрительной схожести сюжетных завязок "Достучаться до небес" и голливудской картины "Пока не сыграл в ящик" (2007), вторая тем не менее не является римейком первой и везде заявлена, как самостоятельное кино. Вполне возможно. Хотя, сказать по правде, верится в это с трудом.

-3