Самое известное предприятие на территории Молдавской республики, работавшее в подчинении у Министерства автомобильной промышленности СССР, был Тираспольский автоприцепный завод (ТАПЗ), он же в девяностые годы – АО «ТиЗАР» (Тираспольский завод авторефрижераторов). Просуществовало это предприятие года до 1998-го… Помните желтые прицепы-бочки в советских городах, из которых летом продавали квас? Вот именно для них-то несколько десятилетий подряд ТАПЗ и производил простейшие одноосные шасси грузоподъемностью 1,5 тонны. Назывались они ТАПЗ-755 (плюс буква в зависимости от модификации) и выпускались с шестидесятых годов в огромных количествах – до 35 тысяч штук в год! «Тележки» ТАПЗ-755, несмотря на свою примитивность, даже поставлялись на экспорт, а потому для них делали рекламную фотосъемку. Вот, например, один такой кадр:
Но это всё цветочки, настоящий шедевр – вот!!! Девчонка позирует ну прямо как с Ягуаром каким-нибудь )))
В восьмидесятые годы в Тирасполе начали делать еще продуктовые полуприцепы-фургоны, разработанные одесским ОдАЗом, только выпускали в десяток раз меньше, чем прицепов-шасси под квасные бочки.
А вот еще пример продукции из самого начала девяностых – заводской буклет с рефрижератором на базе фургона Иж-2715:
Другое довольно известное предприятие в Молдавской ССР – Кишиневский тракторосборочный завод (в семидесятых превратился в производственное объединение «Кишиневский тракторный завод»). В строй он вступил в 1962 году. Это было большое предприятие: 5 тысяч сотрудников делали здесь до 13 тысяч компактных гусеничных тракторов в год. Первая модель называлась Т-50В, в 1967-м ее сменила Т-54В, а в 1974-м появилась модель Т-70. Она и продержалась в производстве до осени 2008 года, когда конвейер завода окончательно остановился…
А еще в молдавской столице действовал Кишиневский авторемонтный завод, подчинявшийся республиканскому Министерству автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Помимо капитального ремонта грузовых автомобилей и автобусов, там действовало и собственное кузовное производство. Вот, например, кишиневские фургоны, которые были освоены в 1954 году на шасси ЗИС-150:
В следующем десятилетии в Кишиневе действовали уже два новых авторемонтных завода, на другой территории, которые стали номерными - № 1 и № 2. Соответственно, на Кишиневском авторемонтном заводе № 1, помимо проведения капремонта грузовиков ГАЗ-51, освоили и выпуск автобусных кузовов типа ПАЗ-651 для монтажа на отремонтированные шасси. А с 1970 года здесь освоили изготовление новых автобусных кузовов большей вместимости, которые получили марку «Кишинев». Что интересно, в начале 1990-х на заводе вновь попробовали делать автобусы под той же маркой «Кишинев», монтируя кузов типа КАвЗ-685 на отремонтированное шасси ГАЗ-53. Ниже –плохонькая картинка такой машины из газеты «Вечерний Кишинев». (Ни у кого, случайно, в домашнем архиве не завалялось хорошей фотографии автобусов «Кишинев»?)
А еще в Кишиневе действовал Проектно-конструкторский технологический институт. Там специализированную автомобильную технику не выпускали, но проектировали. Например, в 1967 году там был разработан топливозаправщик АТЗ-2,4 на шасси ГАЗ-52-01 – вот такой:
Ну и последнее предприятие, которое никак нельзя обойти стороной – авторемонтный завод в Бендерах. Его зарождение относится к 1947 году, когда на территории Бендерской крепости был дислоцирован вернувшийся из освобожденной Европы 195-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон. На новом месте он превратился в 133 САРМ (стационарные автомобильные мастерские № 133 Краснознаменного Одесского военного округа). Специализацией мастерских стал ремонт автомобилей ГАЗ, ЗИС и Studebaker. В 1960-м 133 САРМ расформировали, его оборудование легло в основу Бендерского автотрактороремонтного завода (гражданское предприятие из состава Молдсельхозтехники), а в 1962-м на той же территории в крепости сформировали 245 САРМ для ремонта более современной армейской техники. В 1968 году 245 САРМ переименовали в 778 ЗРАТТ – Завод по ремонту автотракторной техники № 778. А профиль его деятельности тогда же пополнился выпуском войсковых автобусов АП-4 на шасси ГАЗ-51 (десятилетием ранее их выпускали в Москве на 101 ЦАРЗ).
Еще позже предприятие последовательно переименовывали в 778 АРЗ, 778 ЦАРЗ и в/ч 52110. А в 1993-м на базе бывшей воинской части в крепости было создано Государственное предприятие «Бендерский авторемонтный завод» (ГП «БАРЗ»). В дальнейшем здесь велась «отверточная» сборка «ГАЗелей» и «газонов», которые сначала поступали с венгерских таможенных складов (!), а с 1999-го уже официально поставлялись самим ОАО «ГАЗ». В 2001-м БАРЗ был реорганизован в СП ЗАО «Днестр-Авто» и специализировался, в числе прочего, на выпуске тяжелой прицепной техники. В конце 2011-го производственная деятельность там остановилось, предприятие обанкротилось.
Предыдущую часть по технике Латвийской ССР смотрите ЗДЕСЬ!