Найти тему
Гараж Автоклассика

Первая советская "маршрутка". РАФ-977 "Latvija"

В наши дни – очень редкая машина, а в середине 1960-х он был самым массовым микроавтобусом в СССР, встречался как в крупных городах, так и (реже) – в глубинке. А по другому и быть не могло, ведь «рафик» был первым массовым микроавтобусом в Союзе, и первой маршруткой.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Первые «Латвии» 977 модели покинули заводские ворота в конце 1958 года, в 1961 году появился совершенно новый кузов. Индекс модели – РАФ -977Д, её основные внешнее отличие – 5 небольших окон по бокам, отсутствие прямоугольной подштамповки на передней панели, передние двери имеют сдвижные стёкла.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Дизайн «рафика» разработан Светланой Вагаршаковной Мирзоян, выпускницей академии имени Штиглица, тогда еще это было высшее художественно-промышленное училище.

(с) источник фото - instagram retro_bus
(с) источник фото - instagram retro_bus

Профессор СПГХПА им. Штиглица С.В. Мирзоян рядом со своей разработкой. Внешний вид машины, салон, и даже эмблемы – всё это её работа, в которую вложена душа.

(с) источник фото - instagram retro_bus
(с) источник фото - instagram retro_bus

Спустя несколько лет, машина обрела окончательный вариант внешнего вида (977-ДМ), с которым выпускалась в дальнейшем, в том числе и в виде фургона на Ереванском заводе под маркой ЕрАЗ 762. Наладить выпуск цельнометаллического фургона РАФ-977К пробовали и в Луганске, но там дело не пошло.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Техническую основу микроавтобуса составляют компоненты «Волги», ГАЗ-21. Двигатель, коробка передач механическая 3-х скоростная, подвеска, всё это было от «Волги», из-за чего был ряд проблем.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Двигатель был слабоват для бусика, и при полной загрузке бодрым ходом РАФ не отличался. Тормозная система, лишенная каких либо усилителей, барабанная на всех колёсах, требовала от водителя немалых усилий при нажатии на педаль, и нажимать на неё следовало заблаговременно. Педали газа и тормоза слишком близко друг к другу расположены, и в обуви от 43 размера и больше, появлялись сложности с переносом ноги с газа на тормоз. Виной тому рулевая колонка. Она проходит между педалью тормоза и сцепления.

(с) источник фото - instagram retro_bus
(с) источник фото - instagram retro_bus

Рулевое управление без гидроусилителя, тяжелое и с большим люфтом. Но машина, на удивление, имела хорошую маневренность.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Место водителя в целом тесновато, да и залезть туда непросто, но если сравнивать с «буханкой» от УАЗ, то рижский микроавтобус был в этом плане удобней. Учитывая, что другой, подобной «рафику» машины в СССР попросту не было, то и недостатки были не столь существенны, да и западные аналоги в то время удобством и комфортом похвастаться могли редко.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Пассажирский салон просторный, сиденья, как в городских автобусах. В салон помещалось 9 пассажиров, еще один – на переднем сиденье, справа от водителя. Зимой, из-за двигателя расположенного рядом, это в прямом смысле слова было тёплое местечко, а вот летом там было жарко. Тем не менее, экспортировались «рафики» и в страны с жарким климатом, такие как Иран, Куба, страны Африки.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Одной из самых распространенны модификаций была РАФ-977И, это «скорая помощь», даже в середине 90-х они еще встречались кое-где, хотя выпуск всех модификаций 977-й модели завершился в 1976 году.

(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников
(с) Фото и иллюстрации взяты из открытых источников

Мало их уцелело до наших дней, и находка 977-го, даже в «призрачном состоянии» полуразложившегося остова у реставраторов считается удачей.

Возможно, вам так же будет интересно почитать о микроавтобусе Москвич А-9 и эстонском малосерийном автобусе ТА-6 «АРТ»

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Я на Drive2.ru и в Телеграм
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Убедительная просьба в комментариях воздержаться от нецензурщины и оскорблений оппонентов. Такие комменты будут удаляться и в повторных случаях - бан!